10 мая отмечает 85-летие «русская, только с французским паспортом» Марина Влади. Красивая женщина, актриса, вдова любимого многими Владимира Высоцкого.
В 1959 году в Советском Союзе в прокат вышла французско-шведская картина «Колдунья» по мотивам повести русского писателя Куприна «Олеся». Олеся, правда, превратилась в Ингу/Ину. А сыграла ее русская по происхождению французская актриса Марина Влади.
«Эта девушка будет моей женой»
Успех фильма в СССР был оглушительным. Влади полюбили всем сердцем. Не только мужчины, но и женщины — они стали краситься в «блонд», делать челку. Прическу называли «колдуньей», а позже одна из советских фабрик даже выпустила духи с одноименным названием.
Марине в момент съемок было 16, но это был уже 19-й (!) ее фильм (в том же году, что и «Колдунья», во французский прокат вышли еще три картины с участием Влади). Начинающему актеру Высоцкому во время просмотра — 21. Его в мире искусства еще не знают. Она живет в Париже, он — в Москве, и у него есть любимая — Иза Жукова, на которой он не женат только потому, что ее первый муж пока не дал развода. Однако, посмотрев фильм, очарованный и околдованный Высоцкий говорит друзьям: «Не знаю, когда и как, но эта девушка будет моей женой». А в следующем году идет в ЗАГС с Изой.
Вживую Высоцкий увидит Влади только в 1967-м, во время Московского кинофестиваля. Влади пригласят на репетицию «Пугачева», потом будет ресторан ВТО, первая его фраза ей: «Наконец-то я встретил вас». И дальше нон-стопом: объяснение в любви, нахально высказанная уверенность, что она станет его женой, и пение под гитару — только для нее. То, что у каждого за плечами по два брака и на двоих — пятеро сыновей, его не смущает. Как и то, что официально он еще женат...
«Мы все сильнее и крепче привязывались друг к другу. О любви между нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью...» (А. Куприн, «Олеся»)
Они проживут вместе 12 лет, в браке — 10, фактически — еще меньше, из-за существования на две страны. Но именно эти годы будут самыми яркими в жизни и Влади, и Высоцкого. Хоть и тяжелыми.
«Недаром, видно, кто-то сказал, что разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней». (А. Куприн, «Олеся»)
Некоторые считали ее книгу лживой
В фильмографии Марины Влади — больше сотни ролей. За картину «Современная история: Королева пчел» актриса получила приз Каннского фестиваля. Она также играла на сцене. За ней ухаживал Марчелло Мастроянни, предлагал руку и сердце Жан-Люк Годар...
Но для советских людей, для тех, кто видел Высоцкого на сцене и в кино, кто слушал его хриплый голос на бобинном магнитофоне, а потом доставал по блату «Нерв» — маленький, в мягком белом переплете, впервые изданный сборник, когда поэта уже не было в живых... Для всех этих людей Влади в первую очередь сначала жена, а потом — вдова Высоцкого. Такова ее судьба.
Оттого и все события, происходящие вокруг Марины, до сих пор воспринимаются поклонниками Высоцкого остро. Многие критиковали ее за воспоминания «Владимир, или Прерванный полет», которые в СССР были опубликованы в 1989 году. Михаил Шемякин, Эдуард Володарский и другие, знавшие поэта, твердили, что в книге много лжи. Еще до издания в Союзе друзья просили выбросить из книги все, связанное с водкой и наркотиками. Говорят, Влади что-то смягчила. Но вымарывать «правду и только правду» не сочла нужным.
А сколько негатива на нее вылилось, когда в 2015-м она решила расстаться с вещами Высоцкого! Поклонники обвиняли Влади в меркантильности, предательстве...
200 тысяч евро за стихотворение
На ее счастье, на аукционе в Париже оказался российский предприниматель и большой поклонник творчества Высоцкого Андрей Гавриловский. Выкупив 37 лотов, он построил в Екатеринбурге небоскреб «Высоцкий» и создал там музей. Интересный и очень достойный памяти Владимира Семеновича. Самым дорогим экспонатом на тех торгах оказалось последнее стихотворение Высоцкого, посвященное Марине.
«Мне меньше полувека — сорок с лишним, —
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».
За него Гавриловский заплатил 200 тысяч евро. Узнав, что вещи мужа останутся в России, актриса подарила коллекционеру еще несколько предметов, в том числе часы Высоцкого, которые после его смерти долго носила сама.
Уход мужа дался ей тяжело. Из депрессии Влади вытащил врач Тарковского Леон, ставший позднее ее четвертым мужем. Но спустя 23 года он, онколог по специальности, сам умер от рака. Тогда Марина чуть не спилась. Два года мучилась, пока не начала писать. Больше всего — конечно, о Высоцком. Но не только. Из-под пера актрисы вышел сборник «Рассказы Милицы», несколько романов, эссе.
В прошлом году Марина приняла участие в съемках документальной ленты, посвященной Годару. Но любовь, семья, дети (а теперь — и внуки) всегда были для нее важнее карьеры.
Не так давно актриса перебралась из 20-комнатного загородного дома в небольшую парижскую квартиру, к которой прилагается уютный садик с березками. Кухни, гостиной и двух спален для уединенной жизни Марине вполне хватает. Две собаки умерли от старости, и сейчас одиночество актрисы скрашивают разве что канарейки.
При этом женственной Влади остается и сейчас, в свои 85. Стройная, подтянутая, она занимается на велотренажере, много гуляет. А ее серо-голубые глаза по-прежнему блестят. Как в молодости. Когда она, сама того не желая, околдовала Владимира Высоцкого...