Штирлиц лежал на траве в лесу, а рядом молодая немка Габи собирала весенние цветы... С этой любовной сцены Татьяна Лиознова планировала начать фильм «Семнадцать мгновений весны», телепремьера которого состоялась 50 лет назад.
Лиозновой очень хотелось «очеловечить» главного героя, «озвучить» его лирическими нотками. Оттого мысль о романе Штирлица и Габи так занимала режиссёра. Как женщина, она жаждала любви. Но штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, истинный ариец с нордическим выдержанным характером, «в связях, порочащих его, замечен не был». А ведь снявшая пронзительные «Три тополя на Плющихе» Лиознова слыла мастером психологического портрета. И оставлять Штирлица сухарём не желала. Строгую чёрно-белую палитру ей нужно было непременно разбавить нежными оттенками.
Влюблённые глаза немки
Романом Штирлица с Габи в итоге пришлось пожертвовать. И в начале фильма со Штирлицем в лесу гуляет пожилая владелица «кабака» фрау Заурих (Эмилия Мильтон). Она собирает первоцветы, даёт ему послушать аромат. И вдруг, взглянув на старомодную обувь, спрашивает:
— Как вы думаете, господин Бользен, я смогу проходить ещё сезон в этих ботах, а?
Фразу придумала Мильтон, которую Раневская, говорят, называла великой. Сама Фаина Георгиевна отказалась от предложения Лиозновой — ей эта роль показалась ничтожной. А для Эмилии «Мгновения» стали звёздным часом. Хотя снималась она и до них, в том числе у Лиозновой.
Впрочем, влюблённые в Штирлица глаза машинистки Габи Набель в картину всё-таки попали. Да и Штирлиц, когда они танцевали у него дома, смотрел на молодую немку с обожанием и, кажется, надеждой.
— Хотите, сыграем в шахматы? — предлагала она.
— Габи, как шахматный партнёр вы меня не интересуете, — отвечал он.
По слухам, Светличная, к тому времени уже покорившая страну возгласом «Не-ви-но-ва-та-я-я-я-я!», на съёмках «Мгновений» всерьёз увлеклась Вячеславом Васильевичем. Немудрено! Тихонов уже был звездой — сыграл Матвея Морозова, Андрея Болконского, учителя Мельникова. Влюблены в него были едва ли не все женщины Союза. Только он был женат вторым браком. И Светлана нашла счастье с Владимиром Ивашовым.
8 минут молчания
Как позже признавалась Лиознова, главной темой всех её картин была верность. Семье, Родине. В случае со Штирлицем — Родине и жене (Элеонора Шашкова), с которой он мог лишь посидеть за разными столиками в кафе «Элефант». Ни словом не обмолвившись. Не поцеловав...
Говорят, о подобных встречах разведчиков рассказал Лиозновой сам Тихонов, а ему о них поведал Конон Молодый. Эпизод, в котором звучит только музыка Таривердиева, длится 8 минут. Из них 5 с половиной Шашкова и Тихонов молча смотрят друг на друга. Лиозновой советовали сократить это молчание. Она не стала.
«Мне было интересно сыграть роль без слов, глазами выдав то, что происходит в душе, но я не знала, что получится», — рассказывала мне спустя годы Элеонора Петровна. Актриса снялась в тетралогии о резиденте («Ошибка резидента» и пр.), в телефильме «Тени исчезают в полдень», но её «визитной карточкой» стала именно эта крошечная роль жены Штирлица Александры Гаврилиной. Сама Шашкова дважды выходила замуж, с последним супругом прожила 22 года. Но рано потеряла его и долго не могла прийти в себя. «Со мной всю жизнь происходят трагические случаи, — делилась она. — То на меня что-то упадёт, то сама упаду, то чуть под машину не попаду, бывали случаи, когда я балансировала буквально на лезвии ножа...» Сейчас Шашковой 85 лет, 60 из них она служит в Театре им. Вахтангова.
От любви до ненависти
Искромётной получилась подвыпившая дама с лисой у Инны Ульяновой:
— Когда о нас, математиках, говорят, как о сухарях, — это ложь. Ложь! В любви я — Эйнштейн! Я вот что хочу тебе сказать: я хочу быть с Вами!
— Иди, подожди на улице, я выйду...
В жизни «Эйнштейн в любви» играла в театре, снялась в феерической роли Маргариты Палны в «Покровских воротах». Любила. Но личная жизнь всё время складывалась как-то не так. И матерью Ульяновой стать не довелось.
А вот для Ольги Сошниковой, ярко перевоплотившейся в гестаповку Барбару, роль вообще стала чуть ли не наказанием. Говорят, после выхода фильма на неё на улице набрасывались мужчины с кулаками, а женщины посылали проклятья. Сам Тихонов советовал Ольге быть в кадре мягче и нежнее. Даже предложил её Барбаре... влюбиться в Штирлица и смотреть на него как женщина — на мужчину. Но от ненависти зрителей актрису это не спасло. Последние 20 лет Сошникова не снимается. Она нашла себя в преподавании, ставила детские спектакли. У неё есть дочь и внуки. Этим и счастлива.
О Екатерине Градовой, сыгравшей радистку Кэт (Катю Козлову), кажется, известно всё. И о её коротком браке с Андреем Мироновым, и о позднем счастье с физиком, с которым она воспитала приёмного мальчика...
— Как думаешь рожать, малыш?
— Кажется, нового способа ещё не изобрели.
— Понимаешь, женщины кричат во время родов.
— Я думала, они поют песни.
— Понимаешь, малыш, они ведь кричат на родном языке, на диалекте той местности, где родились. Значит, ты будешь кричать «мамочка» по-рязански...
«Малыш», столь странно звучащий в устах штандартенфюрера, — ещё одна лирическая нотка в этой жёсткой песне про войну. Он как будто неровно дышит к Кэт. Хотя рядом муж Эрвин (Николай Волков). Но как не дать зрителю один шанс увидеть разведчика нежным?
Железная леди, взрывная, взбалмошная, — Лиознова была такой на съёмочной площадке. А вне её превращалась в маленькую во всех смыслах (ростом 1,5 м) «девочку», которой хочется любви и нежности. Той, о которой пела Доронина в «Тополях». Той, которая лёгкими штрихами проскальзывала в «Мгновениях». Двух гениальных картин достаточно, чтобы беззаветно любить Лиознову и не вспоминать о её характере. Бездетная женщина, ни разу не выходившая замуж, Татьяна Михайловна не была несчастной. Среди её поклонников числились Константин Симонов, Арчил Гомиашвили, высокий чиновник в Совмине, Герой Советского Союза. У неё была названая дочь Люда. Она занималась любимым делом. И её «Мгновения» в эти дни снова будут смотреть миллионы. Разве этого мало?