13 мая 1950 года родился Стиви Уандер, один из самых успешных исполнителей поп-музыки, заработавший за свою карьеру 25 статуэток «Грэмми».
В конце 1950-х в американской музыке сложилась любопытная ситуация. Вдруг стали популярными рок-н-ролл и рокабилли — жанры, которые считались «черными» и исполнялись чернокожими музыкантами. Но популярной эту музыку сделали белые исполнители, известных в масштабах страны (или даже англоязычного мира) среди них было просто больше, а Элвис Пресли вообще заслужил неофициальный титул «короля рок-н-ролла». Конечно, чернокожих музыкантов, игравших рок-н-ролл, было достаточно и записи Чака Берри, Литл Ричарда, Фэтса Домино и Чабби Чекера регулярно попадали в чарты журнала Billboard.
Но всё это касалось рок-н-ролла и его производных. А вот настоящая, «оригинальная» черная музыка оставалась в стороне от этого процесса. Её, правда, с удовольствием слушали, под неё танцевали, но вот добиться выпуска собственной пластинки или ротации на радио для чернокожего музыканта вне тогдашнего мейнстрима было очень трудно. И тогда появилась Motown Records.
Приобретение Мотауна
Созданная в Детройте в конце 1950-х звукозаписывающая компания (сначала она называлась Tamla Records) отличалась тем, что работала только с чернокожими музыкантами. Вскоре последовали и первые хиты, например, «Money (That’s What I Want)» Баррета Стронга и «Please Mr. Postman» вокальной женской группы The Marvelettes. Обе эти песни, кстати, The Beatles включили в свой репертуар, а в 1963-м записали для альбома «With The Beatles».
В общем, новая компания нашла свою нишу на рынке и активно развивалась. Шёл поиск новых талантов: в 1960-е контракты с Motown заключили, например, Марвин Гэй, Дайана Росс с группой The Supremes, вокальная группа The Temptations, певица Глэдис Найт и набиравшие популярность The Jackson 5, то есть братья Джексоны.
Но одним из первых приобретений Motown Records стал 11-летний Стиви Уандер. Настоящее имя певца было Стивленд Хардэуэй Джадкинс, он родился 13 мая 1950 года, ослеп вскоре после рождения из-за врачебной ошибки, зато обладал удивительным голосом и был мультиинструменталистом. Честь открытия молодого дарования принадлежит музыканту Ронни Уайту, одному из основателей The Miracles (первой группы на Motown), а звучный псевдоним ему придумал продюсер Кларенс Пол, который объявил Стивленда «восьмым чудом света (Wonder в переводе — «чудо»). Ну а из-за возраста его звали Литл Стиви Уандер (Чудо-Малыш Стиви).
Мучения молодого Стиви
Строго говоря, мучился не Стиви Уандер, а его продюсеры. Требования законодательства о детском труде были суровыми. С музыкантом был заключен пятилетний контракт, а его доходы шли в специальный фонд, где должны были храниться до его 21-летия. Ему были положены деньги на текущие расходы (сошлись на $2,5 в неделю) и учитель на время концертных туров. Из-за жестких условий работы с подростками глава Motown Берри Горди, кстати, поначалу отказался заключать контракт с Джексонами, посчитав, что две такие ноши его компания не потянет.
Первые записи Стиви Уандера успешными не были. В 1961 году он выпустил сингл «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues» и пару альбомов, но они публике, что называется, не зашли. В общем, получилось так, что для обретения популярности слепому подростку пришлось работать на уровне взрослых артистов. Он и работал.
Сам себе продюсер
В принципе, в 1960-е Стиви Уандер скорее создавал себе имя. У него были, разумеется, хиты, например, сингл «Fingertips» в 1963 году добрался до 1 места в песенном чарте Billboard Hot 100, но в целом до самого конца десятилетия покорять слушателей ему удавалось лишь на концертах. Пластинки с инструментальным джазом и соулом в рейтинги продаж не пробивались, и лишь отдельным композициям вроде «I Was Made To Love Her» удавалось попасть в списки хитов.
Но это время было потрачено не напрасно. Стиви Уандер уже на первых записях был одним из авторов песен, позже он пробовал себя и в качестве продюсера. В 1971 году он выпустил программный для себя альбом «Where I'm Coming From» («Откуда я»). Эта пластинка вышла одновременно с пластинкой еще одного музыканта с Motown Марвина Гэя «What's Going On» («Что происходит»), и критики закономерно сравнивали две работы, причем не в пользу Уандера.
Но это было уже не так важно. Музыканту уже исполнился 21 год, он мог сам выбирать свой путь, а Motown оставалось лишь согласиться с этим путем или нет. Motown согласилась: Уандер уже был в числе лучших чернокожих исполнителей, а отпускать такое сокровище было неразумно. Переговоры продлились год и завершились подписанием огромного контракта, по которому Стиви Уандер (приставку «Литл» он давно уже потерял) получал невиданную на лейбле свободу. Фактически он становился собственным продюсером, заодно получая все возможности, которые дает крупная звукозаписывающая компания.
Звезда мирового масштаба
Видимо, свобода творчества была тем, чего не хватало Стиви Уандеру, чтобы развернуться, а студийные нормы и правила серьезно ограничивали его в самовыражении. Он все 1960-е работал много, у него вышло 11 студийных альбомов, но лучший из них («Signed, Sealed & Delivered» 1970 года) поднялся лишь до 25 места в чарте Billboard. Стоило Уандеру начать творить самому, не оглядываясь на продюсеров Motown, и его пластинки буквально ворвались в различные рейтинги продаж.
Вышедший в 1972 году «Music of My Mind» был уже 21-м, следующий за ним — «Talking Book» — вообще третьим. В принципе, все 1970-е каждый альбом Уандера оказывался в топ-5, а две пластинки — «Fulfillingness’ First Finale» и «Songs in the Key of Life» — занимали первые места. Даже вышедший в 1985-м альбом «In Square Circle» сумел прорваться в пятерку лучших, и повторить этот успех музыканту удалось лишь через двадцать лет, записав в 2005-м «A Time to Love», последнюю на сегодняшний день свою студийную работу.
Тогда же на него посыпались и музыкальные премии. В 1973 году Стиви Уандер стал обладателем сразу пяти «Грэмми», а всего в его копилке 25 этих призов. Он единственный музыкант, который выигрывал номинацию «Альбом года» в течение трех лет подряд. У Уандера есть куча других наград, включая «Оскар» за песню «I Just Called To Say I Love You», которая прозвучала в комедийной мелодраме «Женщина в красном». Эта композиция, пожалуй, самая узнаваемая в творчестве музыканта.
Уже к началу 1980-х Стиви Уандер оказался живым классиком. Он пробовал новые приемы записи, широко использовал синтезаторы, был убежденным новатором, его влияние признают многие коллеги по сцене. Его пластинки разошлись тиражом в 100 млн экземпляров, у него три десятка хитов, попавших в топ-10 чартов, он был одним из первых музыкантов, включенных в Зал славы рок-н-ролла. И пусть Стиви Уандер уже давно не выпускал нового материала (хотя уже в 2010-е обещал начать запись двух новых альбомов), он всё равно остается звездой номер один в популярной музыке, которая благодаря его усилиям стала более разнообразной, чем могла бы быть.