Год назад американский актер Кевин Спейси, двукратный оскаровский лауреат, обладатель многочисленных наград и рыцарь-командор ордена Британской империи, исчез из медиапространства. Вернее, не совсем исчез — новости о нем продолжали появляться регулярно, но он, скорее всего, был этому не слишком рад. Дело в том, что речь шла о сексуальных домогательствах Спейси к различным людям. На фоне развернувшегося по всему миру движения «MeToo» и растоптанной незадолго до истории со Спейси репутации влиятельнейшего продюсера Харви Вайнштейна (тоже, между прочим, лауреата «Оскара») подобные обвинения приводили только к одному — полному завершению карьеры, какой бы успешной она ни была.
Крах Спейси
Именно это и случилось со Спейси. Ридли Скотт в срочном порядке заменил его в своем фильме «Все деньги мира» на Кристофера Пламмера, пересняв за десять дней и десять миллионов долларов все сцены с участием Спейси. Потом актера в буквальном смысле вышвырнули из сериала «Карточный домик» — в Netflix решили, что репутация важнее оборванных сюжетных линий и возможного падения рейтингов. Единственный фильм, из которого Спейси убрать было невозможно — «Клуб миллионеров», — в результате вышел с многомесячной задержкой и в весьма ограниченном (в США его показывали десять кинотеатров) прокате и закономерно провалился.
Сам Кевин Спейси все эти пертурбации никак не комментировал. По слухам, он проходил лечение в респектабельном реабилитационном центре (чуть ли не вместе с Вайнштейном), а также готовился к многочисленным судам — в США и Британии его обвинили в домогательства пятнадцать человек. И вот в понедельник, 24 декабря, Спейси выложил в своем блоге в твиттере (а также на своем канале в YouTube) трехминутное видео под названием «Let Me Be Frank».
Что он хотел сказать?
Название ролика двусмысленно. С одной стороны, это намек на персонажа «Карточного домика», президента США Фрэнка Андервуда — и тогда перевод будет звучать как «Позвольте мне быть Фрэнком». На это намекает и то, что Спейси записывал видео в образе Андервуда и говорил со знакомым акцентом.
С другой стороны, слово «frank» можно перевести и как «откровенный». То есть Спейси решил откровенно рассказать, что он думает о скандале, который развернулся вокруг него за прошедший год.
Следует отметить, что ничего особо откровенного в «Let Me Be Frank» нет. Спейси обращается прямо к камере (как он иногда делал в «Карточном домике»), на нем кухонный фартук, он что-то готовит и при этом общается со зрителями. Правда, говорит он нечто образное и эфемерное. Актер напоминает, что его пытались разлучить с поклонниками, но это невозможно, поскольку между ними огромное количество общих тайн и секретов.
«Я знаю, чего вы хотите: вы хотите, чтобы я вернулся», — говорит он и надевает перстень, который в сериале был на руке его персонажа. Кроме того, Спейси замечает, что никто не видел, как умер Андервуд, и намекает, что этой смерти могло и не быть.
Разделить мысли актера и его героя в этом ролике почти невозможно, но один момент в нем все издания посчитали относящимся к многочисленным обвинениям в харассменте.
«Если я не заплатил за то, что, как мы знаем, я сделал, я определенно не собираюсь расплачиваться за то, чего я не совершал», — говорит Спейси-Андервуд и завершает свою речь проникновенным вопросом: «Скучали по мне?»
Меньше чем за сутки видео посмотрели 3,6 млн раз. Пользователям оно, кстати понравилось: один из комментаторов предложил наградить этот ролик «Оскаром» как лучшую короткометражку года.
Что это было?
Причина появления этого видео именно сейчас — накануне Рождества — совершенно неясна. Издание Vulture предположило, что пресс-агент актера на какое-то время оказался недоступен (например, в его доме отключилось электричество), что и позволило Спейси добраться до компьютера. Это, конечно, шутка, но объяснений появлению ролика действительно нет.
В Netflix уже заявили, что не имеют никакого отношения к данному видео. Подозревать их в лукавстве, пожалуй, не стоит — все же «Карточный домик» официально завершен и вряд ли возобновится, даже если со Спейси снимут все обвинения. Но и отрицать, что шестой сезон, в котором за семью Андервудов отдувалась одна Робин Райт, получился не слишком удачным.
Критики, кстати, этот сезон похвалили, и рейтинг на Rotten Tomatos у него даже выше, чем у пятого сезона. Но зрителей не обманешь: среднее число просмотров первого эпизода было 2,9 млн — против 4,4 млн для дебютной серии пятого сезона. А общая аудитория шестого сезона составила 1,5 млн человек — против 1,9 млн годом раньше.
Любопытно, что в тот же день, когда Спейси выложил ролик, стало известно о том, что его обязали 7 января 2019 года явиться в суд по одному из дел о домогательствах. Год назад бывшая ведущая бостонского телевидения Хизер Юнру обвинила актера в развратных действиях в отношении своего 18-летнего сына. Предварительное слушание уже состоялось, Спейси получил повестку и теперь обязан появиться на заседании суда в штате Массачусетс.