Груда черепов, сложенных в пирамиду посреди выжженной солнцем пустыни, в небе кружится стая воронов, вдали виднеются очертания полуразрушенного города... Это "Апофеоз войны" (1871-1872), картина русского художника-баталиста В. В. Верещагина. В ней глубокое философское размышление о трагических последствиях любой войны. Поле после битвы - сюжет картин многих художников, на них каждый зритель может различить трупы "своих" и "чужих", сочувствовать первым и невольно радоваться гибели вторых.
А на картине Верещагина нет победителей и побежденных, здесь не видно даже лиц, не говоря уже о национальности, религиозной или какой-либо иной принадлежности павших. Эта картина, рисующая смерть, - истинный апофеоз любой войны.
На раме своего творения художник написал: "Посвящается всем завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим".
Принадлежавший к старинному дворянскому роду, В.В. Верещагин по традиции должен был стать военным. Сначала он учился в Александровском кадетском, а затем в Морском корпусе в Петербурге, по окончании которого окончательно определился со своими склонностями и поступил в Академию художеств. Талант проявился быстро. Художник получил малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом", но доволен не был и... уничтожил свою композицию, "чтобы никогда не возвращаться к этой чепухе". Верещагин хотел рисовать жизнь, а не отвлеченные мифологические образы, поэтому фактически порвал с Академией и отправился путешествовать - искать сюжеты своих будущих картин. Где только не побывал художник! Он объездил всю Россию, бывал в западноевропейских странах, а также на Среднем Востоке и в Индии, в Сирии и Палестине, в США, на Кубе, Филиппинских островах, в Японии. С риском для жизни пробирался он нехожеными тропами, подымался на высокие горы, едва не замерз на снеговых вершинах Гималаев, заболел лихорадкой во время тропической жары в Индии. И всюду он неутомимо работал. Из каждого своего путешествия привозил этюды. Так возникали кавказская, туркестанская, индийская, палестинская, японская серии картин.
На полотнах туркестанской серии - не парадные сцены, а ужасы войны, ее тяготы и лишения, судьба простого русского солдата. Особенной силой воздействия отличаются картины "Торжествуют" и "Представляют трофеи", созданные в 1872 году, на которых празднующие победу мусульмане демонстрируют отрубленные головы русских солдат.
Критик В.В. Стасов напишет про Верещагина: "Из Туркестана он воротился живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде еще никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе". Но не все были восхищены творчеством художника, многим правда о войне была не по нутру. Картины "Окружили - преследуют...", "Вошли" и "Забытый" (все 1871 года) художник, по настоянию командования туркестанской армии, собственноручно уничтожил.
В чем же секрет такой жизненности картин Верещагина? Его он открывает сам: "Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины будут "не то".
Вся жизнь художника была непрерывно связана с войной. В 1867-1870-х годах он участвовал в борьбе русских с войском бухарского эмира. За храбрость и мужество, проявленные в боях, он был награжден орденом Георгия. Как только началась русско-турецкая война, Верещагин, оставив все - дом, семью, друзей, начатую работу, снова уехал на фронт. "Я захотел увидеть большую войну и представить ее потом на полотне не такою, какою она по традиции представляется, а такою, какая она есть в действительности".
Верещагин прошел с русской армией весь ее трудный героический путь, был очевидцем штурма Плевны, побывал на высотах Шипки, перешел с отрядом Скобелева Балканы и участвовал в последнем бою за Шипку у деревни Шейново.
К лучшим работам этого периода относится триптих "На Шипке все спокойно!" (1878-1879). В трех картинах, объединенных названием, взятым из донесения одного из генералов, отразилась тонкая и горькая ирония автора над бодрыми реляциями командования. Действительно, все спокойно на этих полотнах художника. Вот первое. Лютая зима... Прижав винтовку к груди, на посту стоит солдат, закутанный в заиндевелую шинель и башлык. На втором он, пытаясь спастись от холода, ходит среди снежных просторов. А на третьем - солдат уже упал, замело его тело снегом, погиб солдат, оставленный на посту, погиб, честно исполняя свой долг. Этому простому русскому воину просто забыли передать приказ об отступлении...
В 1880 и 1883 годах балканская серия Верещагина выставлялась в Петербурге. Успех картин превзошел все ожидания. Современники писали: "В великолепной кисти этого художника мы привыкли видеть великую правду, часто доходящую до суровой строгости".
Когда началась русско-японская война, шестидесятилетний Верещагин "полетел" (по выражению Репина) на Дальний Восток, чтобы снова, как в дни молодости, участвовать в войне, разделить с русской армией весь ее трудный путь и запечатлеть его в своих новых работах. Но судьба распорядилась иначе. 13 апреля 1904 года Верещагин погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре. Погиб как художник-воин, иначе и не скажешь.
Это интересно
У Верещагина было две дочери, Аня и Лида. Однажды на Пасху няня подарила им куклы, умело свернутые из тряпок.
У кукол не было лиц, и девочки стали просить свою маму разрисовать их. Одолжив у мужа краски и кисточку, она кое-как разрисовала одну из куколок. Со второй отправила дочерей к отцу - пусть он поможет.
Верещагин согласился, и через несколько минут кукла смотрела на девочек почти живыми глазами.
"А почему половина личика грязная?" - спросила Аня.
"Это не грязь, это тень", - объяснил Василий Васильевич.
Обе девочки не поверили отцу и вернулись к матери.
"Папа совсем не умеет рисовать!" - заявили они.
Смотрите также:
- Петр III Федорович, государьЧерногории... и всея Руси →
- Как Иван с Фрицем породнились →
- На букву К, часть 3 →