18 декабря отмечает 75-летие один из лучших голливудских режиссеров — Стивен Спилберг.
Когда Стивену было 12 лет, он стоил железную дорогу, брал два игрушечных поезда и запускал их с противоположных сторон дороги. Он обожал смотреть, как на скорости два состава мчались друг к другу, а затем врезались, летели вниз со стола и разбивались. Отец Стивена сначала ругался, что сын портит дорогие игрушки, а затем вообще отказался покупать ему новые поезда. Но мальчик все-таки выпросил у папы еще пару игрушечных составов. Стивен решил устроить железнодорожную катастрофу в последний раз, но при этом мальчишка заснял все происходящее на видеокамеру родителей, а затем самостоятельно сделал монтаж своего первого фильма, который потом сам с удовольствием не раз пересматривал.
Работал за бесплатно
С этого момента начался режиссерский путь Спилберга, в этом же году он снял свою первую коротрометражку под названием «Последняя перестрелка». Сделал он это для того, чтобы ему выдали значок бойскаута. Правда, по правилам тех лет мальчишкам, желающим получить значок, нужно было сделать всего лишь серию фотографий. Но у Стивена под рукой не было фотоаппарата, зато была видеокамера. Поэтому он решил выйти из ситуации таким вот образом.
Спустя всего год тринадцатилетний Стивен Спилберг уже завоевал первую награду за снятый фильм «Побег в никуда», где актерами стали его близкие родственники и друзья.
При этом путь талантливого молодого человека в кино был не так прост, как может показаться. Да, он поступил в Калифорнийскую школу, но студентов там было множество, а пробивались в Голливуде единицы. Поэтому Спилберг благоразумно решил начать с низов. Он согласился бесплатно стажироваться в качестве монтажера в большой голливудской кинокомпании. Его старания увенчались успехом. Спилбергу поручили снять уже профессиональную короткометражку. И он сделал короткий фильм о двух любителях автостопа, которые познакомились друг с другом в американской пустыне. Примечательно, что весь фильм был снят без диалогов. Картина пришлась по душе главе кинокомпании, и Спилберга пригласили в штат.
Отказался от «Кинг-Конга»
Уже в 20 лет Спилбергу доверили поработать в сериале «Коломбо», после завершения которого молодому режиссеру выдали контракт сразу на четыре полнометражных телевизионных фильма. Правда, первый фильм вышел комом. Спилберг взялся сделать ужастик под названием «Что-то зловещее» по роману «Изгоняющий дьявола». Но фильм не пришелся по душе ни критикам, ни зрителям. А вот вторая лента привлекла внимание к Спилбергу. Он снял историю под названием «Дуэль». Следующий его фильм, «Шугарлендский экспресс», завоевал награду на Каннском кинофестивале. Это была история о том, как женщина спасла из тюрьмы супруга, а затем поехала вместе с ним за ребенком, которого собирались отдать в приемную семью.
После того, как «Шугарлендский экспресс» собрал огромную кассу, Стивену предложили попробовать снять новый ужастик под названием «Челюсти». Сегодня считается, что именно Спилберг снял самый первый голливудский блокбастер. После «Челюстей» о нем заговорил весь мир. Тут же посыпались всевозможные предложения от крупнейших кинокомпаний. Но сам Спилберг отказался ото всех, он не стал снимать ни «Супермена», ни «Кинг Конга» и даже продолжение «Челюстей» его не соблазнило. Зазнался? Потерял чутье? Ничуть! Он решил сделать собственную историю и в 1977 году снял «Близкие контакты третьей степени». Спилберг говорил, что главный герой картины — это частичное воплощение его самого, потому что он так же, как и его персонаж, увлекшись идеей, в порыве может забыть обо всем, даже о самых важных вещах в земной жизни.
Вот тогда все заговорили о собственном стиле режиссера Спилберга. И мало кто знал, что сам режиссер лелеял в своей душе одну мечту. «Когда я только начал делать свои фильмы, единственная не моя история, которая меня интересовала — это история Джеймса Бонда. Когда меня пригласили на телевидение, я мечтал сделать хотя бы одну историю, которая привлекла бы ко мне продюсеров бондианы. Но теперь, к сожалению, я для них слишком дорого стою».
Не Смит, но Джонс
Тогда вместо бондианы Стивен вместе со своим другом Джорджом Лукасом сделал Индиану Джонса. Правда, Лукас сначала назвал главного героя Индианой Смитом. Но уже во время съемок Спилберг заявил Лукасу, что фамилия Смит ему совершенно не по душе. Тогда Лукас, немного разозлившись, предложил вместо Смита фамилию Джонс. Индиана стал культовым персонажем, а фильм о нем — «В поисках утраченного ковчега» — получил девять номинаций на «Оскар». Когда в следующей «индиане» в роли отца протагониста выступит Шон Коннери, Спилберг смеялся, что его любимый Бонд стал отцом и для его Индианы.
После выхода на экраны «Инопланетянина» все заговорили о том, что Спилберг — это взрослый ребенок, который рассказывает в своих фильмах истории, мечты, фантазии своего детства. Говорят, что в «Инопланетянине» Спилберг передал свои детские переживания, которые внезапно настигли его, когда он узнал о том, что родители разводятся. «Когда я был маленьким, то фантазировал, что в окно моей спальни смотрит какое-то необыкновенное существо, что когда-нибудь оно зайдет внутрь и изменит мою жизнь к лучшему».
Постепенно, шаг за шагом, Стивен Спилберг превратился в культового и одного из самых высокооплачиваемых режиссеров Голливуда, а также стал успешным продюсером, который, например, спродюсировал знаменитую «Сумеречную зону». По мнению большинства кинокритиков, Спилберг — многогранный режиссер, который может шедеврально снимать как фантастику, ужастики, так и настоящую драму, а его «Список Шиндлера», который получил 7 статуэток «Оскар» и вошел в список 100 лучших лент, когда-либо снятых в США.