Властелин хоббитов. Питер Джексон, который понял Толкина

Питер Джексон. © / www.globallookpress.com

Летом 1954 года британское издательство George Allen & Unwin выпустило книгу «Братство кольца — первый том масштабного эпоса филолога и писателя Джона Рональда Руэна Толкина «Властелин колец». Это было продолжение его же сказки «Хоббит, или Туда и обратно», а речь в этих произведениях шла о волшебном мире Средиземья, в котором живут люди, эльфы, гномы, драконы и злобные орки. Но если «Хоббит», опубликованный ещё в 1930-е, особого ажиотажа не вызвал, то «Властелин колец» стал своеобразным родоначальником жанра фэнтези. Мифология трилогии удачно совпала с идеологией движения хиппи и в 1960-х завоевала весь мир. Тогда же «Властелина колец» впервые пытались перенести на экран; в фэнтези-буме поучаствовали даже музыканты из The Beatles, которым приглянулись роли хоббитов. Но все попытки снять фильм по саге Толкина были, мягко говоря, далеки от совершенства. До тех пор, пока в это дело не вмешался новозеландский режиссер и сценарист Питер Джексон.

   
   

Очень юный режиссер

Наверное, в середине 80-х сложно было представить, что этот человек возьмет на себя столь масштабную задачу, но, в принципе, он с детства любил кино и, пожалуй, так, как очень мало режиссеров до него. Питер Джексон родился 31 октября 1961 года в Веллингтоне, на один из дней рождений получил в подарок любительскую 8-миллиметровую камеру и начал снимать собственные фильмы. Причем не просто зарисовки, а вполне осмысленные, с сюжетом, среди них были, например, ремейк «Кинг-Конга» со снятой по технологии «стоп-моушен» фигуркой огромной обезьяны и пародия на «бондиану». Подкопив деньги, Джексон купил камеру получше и занялся тем, что обычно называется «авторским кино» — одновременно работал продюсером, режиссером, сценаристом, актером, мастером по спецэффектам. Жанр соответствовал его тогдашним финансовым возможностям, это были «сплэттеры». 

Дешевый треш с брызгами крови

Удивительно, но Питер Джексон никогда не учился кинематографии, а все приемы монтажа и прочие премудрости осваивал на собственном печальном опыте и своих же ошибках. В «сплэттерах» (от «брызг крови») ценится натуралистичность показанного на экране насилия, а это удавалось новичку очень хорошо. Первый фильм Джексон делал почти 4 года — получилось «Инопланетное рагу» (Bad Taste), которое даже показали на Каннском кинофестивале, правда, без особых последствий. Затем были «Познакомьтесь с Фиблами» и «Живая мертвечина» — к началу 1990-х Джексон уже заработал себе определенное имя, которое позволило ему уйти от дешевого треша.

 

Кроме того, после фильма «Небесные создания», основанного на реальной истории драмы о том, как дочь убила мать, которая запрещала ей дружить с другой девочкой, именитый Роберт Земекис позвал новозеландского коллегу, получившего первую номинацию на «Оскар», снимать фильм в Америке. Фильм назывался «Страшилы», в прокате не окупился, но Джексон уже получил предложение делать ремейк того же «Кинг-Конга», но с использованием услуг профессионалов и студийных возможностей. Правда, этот проект остановили из-за похожих фильмов о больших монстрах, но «Властелин колец» тогда оставался бесхозным.

Отнеси кольцо, Фродо 

С эпиком Толкина Питер Джексон познакомился ещё подростком, посмотрев мультфильм режиссера-аниматора Ральфа Бакши, а идея самому снять фильм по знаменитой трилогии возникла у него после отмены «Кинг-Конга». Джексон сумел разрешить запутанную ситуацию с авторскими правами на экранизацию и увлечь идеей продюсеров Боба и Харви Вайнштейна и их компанию Miramax. Правда, первоначальные планы были очень скромные — всего один 2-часовой фильм за $75 млн, со множеством вырезанных сюжетных линий и без ряда персонажей. Но потом в производство вошла кинокомпания New Line Cinema, и киноверсия «Властелина колец» обрела окончательную форму — 3 части, две основные линии (Фродо и Арагорна) и почти $300 млн на всё. Что любопытно, это всё ещё было независимое кино, так что у Джексона была определенная свобода действий, которой он воспользовался на полную, — перенес съемки в родную Новую Зеландию, которую превратил в настоящее Средиземье, получил даже небольшую компенсацию расходов от правительства и снял все три фильма в один присест.

Триумф Питера Джексона 

В режиссерской версии три фильма по «Властелину колец» — это 13-часовой рассказ о том, как хоббит Фродо Бэггинс и его «Братство кольца» сражались с желающим покорить Средиземье темным властелином Сауроном и его приспешниками. Они выходили раз в год — с 2001-го по 2003-й, — собрали в прокате почти по миллиарду долларов каждый и были очень благосклонно приняты не только обычными зрителями, но и фанатами Толкина. Те, конечно, ругали Джексона за то, что он убрал некоторых героев (например, Тома Бомбадила), но в целом результат их полностью удовлетворил. Но было ещё и профессиональное признание — уже за первую часть трилогии, фильм «Братство кольца», Джексон получил три номинации на «Оскар» (режиссерскую, продюсерскую и сценарную). Ну а финал киноверсии «Властелина колец» («Возвращение короля») стал настоящим триумфатором «Оскара-2004»: 11 номинаций и все — победные. Столько статуэток удавалось получить лишь ещё двум фильмам в истории премии — «Бен-Гуру» и «Титанику». Три приза достались и Джексону — Голливуд признал талант режиссера-самоучки.

После «Властелина»

В Голливуде не очень много режиссеров, которые могут просить что угодно, и Джексон попал в их число сразу после завершения трилогии по Толкину. Свой карт-блаш он использовал не для странных проектов (как, например, тот же Земекис), а для реализации давно задуманных вещей. Снял «Кинг-Конга» и фэнтезийный триллер «Милые кости», похожий на его ранние работы. Сумел договориться о том, что небольшая сказка Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» обретет киноверсию в виде трех больших фильмов и принесет продюсерам ещё $3 млрд. Занимался документальным кино и продюсированием, продвигал режиссера из ЮАР Нила Бломкампа с его необычным «Районом № 9». А в этом году собирается выпустить The Beatles: Get Back — документальный фильм о том, как битлы записывают свой последний альбом. И эта его работа обещает быть такой же крутой, как когда-то был «Властелин колец».