Владимир Винокур:
Это ошибочное впечатление. Просто я давно для себя понял и уяснил, что мелькание в телевизоре надо тщательно дозировать. Опять же есть в этом и практическая составляющая — если зритель видел и слышал все твои шутки и монологи по ТВ, зачем ему идти на твой концерт?«АиФ»: Владимир Натанович, вы родились 31 марта, как обычно вы отмечаете этот день?
— На сцене, конечно. Ну а после по известному сценарию — в кругу друзей, родных. Кто-то не любит отмечать свои юбилеи, а я делаю это с удовольствием. Юбилей — это же не просто пьянка. Это встреча с близкими, подведение итогов последней пятилетки. За последние пять лет были в моей жизни и свершения, и потери. Ушёл из жизни мой старший брат, например. Отца нет уже 15 лет. Слава богу, мама держится молодцом. Ей 91 год. Она говорит, что сейчас у неё две цели в жизни: отпраздновать мой юбилей и погулять на свадьбе внучки.
— А вы часто общаетесь с мамой?
— Каждый день я прихожу к ней на завтрак и даю подробнейшие отчёты о том, как идёт подготовка к юбилею, какие номера готовятся, кто участвует. Я давно перевёз маму в Москву и купил ей квартиру в соседнем дворе.
— Говорят, юбилей — грустный праздник. А если ещё и с таким размахом, как у вас, то и затратный...
— Конечно, грустно от того, что время так быстро летит. Кажется, совсем недавно 60 отмечал. Ну а насчёт затратности скажу так: раз в пять лет можно и потратиться. Ты же не столько для себя это делаешь, сколько для друзей. В конце концов, не поступать же так, как в анекдоте, когда один другому говорит: «Решил — в этом году день рождения справлять не буду. Затратное это дело». На что другой ему: «Ну как же так?! Юбилей всё-таки. Друзья хотят тебя поздравить, повеселиться». А тот в ответ: «Ну ладно... Только приходите сразу пьяными и сытыми».
— Вы по-прежнему много работаете, гастролируете — не устали?
— Понимаете, какая вещь: если бы после окончания строительного техникума я пошёл в строительный институт, как хотел мой отец, а после института пошёл работать по специальности, то сейчас я бы благополучно валялся с утра до вечера на диване перед телевизором. Но поскольку я стал всё-таки артистом, такой сценарий мне не подходит. Сцена как наркотик, как допинг какой-то. Она не отпускает. У человека уже на физическом уровне возникает потребность выйти вечером на сцену и сказать: «Здравствуйте, друзья! Вот и снова я!» У меня коллектив — 18 человек. Все они хотят работать и заряжают энергией меня. А благодаря тому, что коллектив молодой, я чувствую себя в его окружении лет на 30 моложе. Ну а кроме того, известно же, что артисты эстрадно-юмористического жанра сами со сцены не уходят. Их уносят обычно.
— Давайте поговорим про юмор: с развитием технологий появилось такое понятие, как интернет-юмор. Там уже сформировались свои жанры, направления. Вы как-то следите за этим?
— Вообще я продвинутый дедушка. Пользуюсь скайпом, электронной почтой, могу найти в Сети нужную информацию. Но как-то специально за юмором в Интернете я не слежу. Если есть время, я предпочитаю по старинке почитать книжку, причём бумажную. Мне жаль, что выросло целое поколение, для которого поход в библиотеку, чтение настоящей бумажной книжки — это уже пережиток прошлого. С другой стороны, меня радует, что сегодняшний информационный бум уничтожает такое понятие, как периферия. Я сам вырос в небольшом городе — в Курске. Очень люблю его, часто приезжаю. Но вместе с тем я чётко знаю, что удивить жителей этого городка сегодня значительно сложнее, чем, например, 10 лет назад.
И это относится к тысячам и тысячам российских городов. Для артиста это значит только одно — в любом Доме культуры ты должен работать с такой же отдачей, как, например, в Кремлёвском зале. Я иногда спорю с коллегами, которые говорят: «Это не моя публика, не мой зритель!» Да не бывает своего или чужого зрителя! Бывает — соответствует артист или не соответствует!
— Зритель вас по-прежнему любит. А бывали у вас ситуации, когда вы читали какой-то монолог, а в зале стояла гробовая тишина?
— Однажды такое было. Я был ещё совсем молодым артистом. Аркадий Арканов пригласил меня выступить в Доме учёных. Я с удовольствием согласился. Выхожу на сцену, начинаю читать монолог и обалдеваю — в зале тишина, хотя обычно зритель начинал хохотать с первых строчек. Я в полном ужасе отработал свой номер и только потом узнал, что это было чествование известного учёного, а в зале собрались сплошь пожилые люди со слуховыми аппаратами, которые они включали только во время общения друг с другом. А во время моего выступления они попросту дружно дремали.
— Известно, что юмор — это защитная реакция психики, в том числе психики целого общества. А до какого момента этот механизм может срабатывать?
— По сути, он неисчерпаем. Проблема в том, что юмористических программ стало слишком много. Явный перебор. Всё, что связано с юмором, должно дозироваться.
— Напоследок расскажите какой-нибудь анекдот, который, по-вашему, характеризует нынешнее время.
— Мужик приходит к врачу и говорит: «Доктор, у меня две проблемы — одна получше, другая похуже. С какой начать?» — «Ну начните с той, которая получше». Мужик: «Ну, как вам сказать... Утром просыпаюсь, чувствую — жену хочу. Только с женой переспал — секретаршу хочу! Еду на работу... Только с секретаршей переспал, чувствую — жену xочу... И так весь день...» Врач подумал и говорит: «Ясно, а вторая проблема в чём?» Мужик: «Доктор, я такой врун!» Вот это про нас с вами. Мы много говорим сегодня и мало делаем. А надо бы всем засучить рукава и начать работать.
— А сколько должно пройти времени, чтобы это случилось?
— Надеюсь, когда вы придёте ко мне брать интервью накануне моего следующего юбилея, мы как раз поговорим о том, какие прекрасные у нас стали дороги, как лихо в стране победили коррупцию и как же выросли у всех зарплаты.
О семье
Супруга Владимира Винокура — в прошлом артистка балета Тамара Первакова. Впервые он увидел её на репетиции в Театре оперетты. Вскоре, чтобы попасть в труппу московского театра, Винокуру понадобилась московская прописка. У Тамары же к тому времени умерла бабушка, и ей досталась двухкомнатная квартира, и она предложила свою помощь в виде фиктивного брака. Но Владимир сказал, что фиктивные отношения ему не нужны, и позвал девушку замуж, заявив при этом, что собирается стать популярным и богатым артистом. Теперь у супругов главное достижение — 27-летняя дочь Анастасия, балерина Большого театра. В прошлом году, во время празднования 38-й годовщины со дня свадьбы родителей, Анастасия объявила, что выходит замуж и представила своего избранника Григория. Владимир Натанович выбор дочери одобрил. Дата свадьбы пока не озвучивается. Молодые говорят, что поженятся, уже этим летом.
Факты
- Родился 31 марта 1948 года в Курске.
- В 1962 году в пионерском лагере «Артек» принял участие в международном конкурсе и стал лауреатом, за что получил золотую медаль из рук первого космонавта Юрия Гагарина. Так началась эстрадная карьера Владимира Винокура.
- Владимир Винокур трижды избежал смерти. Первый раз это произошло в Афганистане. Когда он выступал перед советскими солдатами, концертную площадку неожиданно обстреляли душманы. Один снаряд упал за Домом офицеров, а другой — перед Винокуром. Все сразу легли на пол, а он от шока как стоял на сцене, так и продолжал стоять. И только потом осознал, что мог погибнуть. Второй раз — когда Винокур собирался отправиться из Новороссийска в Сочи на теплоходе «Адмирал Нахимов», но в последний момент передумал и сдал билет. А на следующий день юморист узнал, что «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом и затонул. Погибли сотни людей. Но самое удивительное спасение произошло в третий раз, когда в Германии он попал в автомобильную аварию. Два его друга погибли мгновенно, а Винокур сильно покалечился. Травмы приковали его к постели на несколько месяцев. Немецкие врачи хотели ампутировать ногу. «Вот тогда я испугался по-настоящему, — вспоминает артист. — Иосиф Кобзон связался с российскими врачами и перевёл меня в Москву. Они и собрали меня по частям. Когда я сделал первые шаги — понял, что такое счастье».
Смотрите также:
- Александр Малинин: «Я был парнем шебутным» →
- Вячеслав Малежик: «Основа семьи — женщина» →
- Сколько стоят звёзды →