Владимир Стеклов: «Считаю, что я везунчик»

Владимир Стеклов. © / www.globallookpress.com

Владимир Стеклов прекрасно известен зрителям по картинам «Криминальный квартет», «Вторые», «Чужая Белая и Рябой», «13 клиническая», «Глубже!», «Грозный», «Начать сначала». 3 января народный артист РФ отмечает 75-летие.

   
   

 «Не отдых, а сплошные нервы»

Ольга Шаблинская, aif.ru: — Владимир Александрович, Юлия Пересильд и Клим Шипенко в прошлом году все-таки слетали на МКС. Вы в свое время тоже в космос собирались, даже подготовку прошли. Почему не сложилось? И что осталось «за кадром» той истории?

Владимир Стеклов: — Проект «Тавро Кассандры» оставил в моей жизни большой след. Я действительно готовился к полёту в космос и более полутора лет провёл в Звёздном городке. Это кардинально изменило мою жизнь. Полёт тогда не случился из-за отсутствия финансирования. Но благодаря близкому общению с космонавтами сильно поменялись мои представления — и о себе самом, и о моей профессии в частности. Одно дело, когда ты находишься на съёмочной площадке боевика и включаешься в некую игру, живёшь жизнью выдуманного человека, эдакого супермена. А другое дело — реальность. Здесь не за что спрятаться и заявить оттуда, из укрытия: «Я не боюсь умирать». Можно сниматься в триллере с огромным количеством стрельбы и погонь, можно даже травму на съёмках получить. Но всё равно ты понимаешь, что это лишь игра в игру. И другое дело,  когда для съёмок фильма «Тавро Кассандры» мне нужно было на самом деле полететь в космос. Это, знаете ли, совсем другие ощущения. В тот период общения с космонавтами я особенно отчётливо понял, насколько актёрская профессия далека от реальной жизни. Было очень много мыслей на этот счет. Впрочем, они и сегодня меня одолевают порой.

Актер Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский) Владимир Стеклов. 1983 г. Фото: РИА Новости/ Фред Гринберг

— И какие же это мысли?

— Актёр — это очень зависимая профессия. А как иначе охарактеризовать эту систему координат, эти взаимоотношения? Сначала продюсер, потом режиссер и только потом — актёр. Тебя выбрали или не выбрали. В этом есть что-то сродни проституции. Другое дело, до каких компромиссов ты опускаешься...

Востребован ты или нет, во многом дело случая. Сегодня ты можешь говорить: устал-устал-устал. Потом два-три дня проходит, и ты поглядываешь в сторону телефона: что-то нет звонков с предложениями ролей. И СМС тоже нет. Казалось бы, отдыхай, но через четыре-пять дней ты начинаешь реально дёргаться. У меня были такие периоды, и немало. Опираясь на свой собственный опыт, могу сказать, насколько это мучительно и тревожно. Не получается наслаждаться покоем, когда ролей не предлагают!

 Играл и царей, и диктаторов

— И всё же вам грех жаловаться на отсутствие работы. Сами бы вы как охарактеризовали своё амплуа?

   
   

— Наверное, актёр действительно может всё сыграть. Но во всём ли этом он окажется убедителен?.. К счастью, рамки моего амплуа раздвинулись. Меня часто приглашают на роли военных, милиционеров. Теперь уже — бывших. Наверное, я в этом качестве убедителен. Другой причины не нахожу.

Хотя я играл и царей, и диктаторов. В кино исполнил и Сталина, и его сына. Даже от Гитлера не стал отказываться — сыграл его в ленте «Адольф Гитлер. Билет в одну сторону». В театре был Ромулом.

А возвращаясь к теме зависимости в актёрстве… Знаете, бывают картины, в которые ты вложил всю душу, а они вообще не вышли на экран. Я уверен, что трилогия Вадима Дубовицкого по Сухово-Кобылину «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» — это несостоявшееся кинособытие. Там одна из последних работ Саши Абдулова. И в целом актёрский состав прекрасный: покойный Алексей Петренко сыграл Муромского, Ольга Волкова — Атуеву, Валерий Золотухин, которого тоже давно уже нет, — Ивана Сидорова. Плюс многие другие замечательные артисты. У меня там роль Тарелкина/Копылова. Великолепная музыка, потрясающие костюмы. Обидно, что такой фильм до сих пор не увидел зритель.

— Накануне юбилея всегда принято подводить итоги, оглянуться назад. Какие чувства у вас возникают, когда оглядываетесь в собственное прошлое?

— Считаю, что я везунчик. В моей актёрской жизни было много совпадений, случайностей. Например, я поступил в Астраханское театральное училище — при том, что не выговаривал 38 букв из 33 возможных. (Смеётся.) Мне было поставлено жёсткое условие исправить недостаток в течение первого семестра. Я бросил все силы на это, и меня оставили в вузе. После второго курса поехал поступать в ГИТИС. Меня не приняли, и я вернулся в родную Астрахань. А через много лет стал профессором РАТИ (бывший ГИТИС) и возглавил актёрский курс…

А в 33 года произошёл случай, изменивший всю мою жизнь. Я служил актёром Камчатского драматического театра в городе Петропавловск-Камчатский. Наш театр оказался на гастролях в Москве. В спектакле «Идиот» я играл князя Льва Николаевича Мышкина. Меня заметил Александр Товстоногов, сын легендарного Георгия Товстоногова, который тогда был руководителем Московского драматического театра им. Станиславского. Александр пригласил меня в свою труппу...

Я там играл даже Шарикова Полиграфа Полиграфовича! Спектакль 1987 года «Собачье сердце» в постановке Александра Георгиевича Товстоногова имел огромный успех. Я тогда был молодой, и это оборотничество «человек-собака» — «собака-человек» невероятно меня занимало. Так что мне грех жаловаться на отсутствие интересных работ.

— А в обычной жизни что ещё, помимо подготовки полёта в космос, в корне изменило вашу жизнь?

— Рождение дочерей Агриппины, Глафиры и Арины. Отцовство раскрыло меня с совершенно другой стороны. Когда отвечаешь не только за себя, но и за своё, скажем так, потомство, становишься гораздо более ответственным, осторожным.

Актер Владимир Стеклов с дочерью актрисой Агриппиной Стекловой. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Справка

В декабре 1997 года Стеклов был допущен к спецподготовке для полёта на станцию «Мир». В июне-октябре 1999 года проходил общекосмическую подготовку по специальной программе участника космического полёта. В 2000 году его зачислили в состав экипажа КК «Союз ТМ-30» вместе с космонавтами Сергеем Залётиным и Александром Калери. Стеклов успешно сдал комплексный экзамен, но из-за недостаточного финансирования проекта его организаторами во время съёмок фильма «Тавро Кассандры» (режиссёр Юрий Кара) в космос так и не полетел.

Что касается личной жизни, Стеклов был женат четыре раза. В первом браке с Людмилой Мощенской родилась дочь Агриппина. Сейчас актерскую династию продолжила не только Агриппина, но её старший сын Данил Стеклов (он актер МХТ им. А. П. Чехова, играет и в кино). В октябре 2018 года Данил подарил Владимиру правнука, которого назвали Петром.

Данил Стеклов с сыном. Фото: www.globallookpress.com

Второй женой актёра стала Александра Захарова, дочь режиссёра Марка Захарова, народная артистка РФ. Этот брак продлился девять лет.

Третья жена артиста — Ольга Землянова  была не из актерского цеха. Она врач-стоматолог, доктор медицинских наук. В браке родилась дочь Глафира в 1997 г., которая окончила факультет журналистики МГУ. В 2015 году артист развёлся.

Четвёртая жена — Ирина Дерягина — младше актёра на 33 года. Пышной свадьбы они решили не устраивать, ограничившись процедурой регистрации в ЗАГСе 19 апреля 2018 года. Третья дочь Стеклова Арина появилась на свет в том же 2018 году, что и правнук артиста Пётр.