Владимир Хотиненко: революцию не раной надо считать, а операционным швом

Владимир Хотиненко. © / Максим Блинов / РИА Новости

Слышала, что режиссёр Владимир Хотиненко снимает сериал про революцию и какого-то Парвуса. Про Ленина, Троцкого, Крупскую знаем. А Парвус этот чем прославился?

   
   

Д. Долматова, Казань

Кем был Ленин?

- За проект «Меморандум Парвуса» мне предложил взяться канал «Россия», - отвечает режиссёр Владимир Хотиненко. - И знают про Александра Парвуса действительно мало. А ведь человек это был довольно яркий. Его настоящее имя Израиль Гельфанд. Родился в белорусском местечке, смог получить блестящее образование, стал достаточно известным журналистом. 

Досье
Владимир Хотиненко. Режиссёр, сценарист. Родился в 1952 г. в Славгороде (Алтай). Окончил Свердлов­ский архитектурный институт, а в 1981 г. Высшие курсы сценаристов и режиссёров. За фильмы «Мусульманин», «72 метра», «Гибель империи», «Наследники» награждён многочисленными кинопризами.

Правда, прославился Парвус не только знаниями, но и крупными махинациями. В 1903 г. он организовал постановку в Берлине пьесы Горького «На дне». Успех был невероятный. У Парвуса была договорённость с Горьким, что часть гонораров он оставляет себе, часть - Горькому, а часть переводит на дело революции. В итоге же Парвус никому ничего не отдал, а, как признался позже, прокутил (по одной из версий!) всю выручку с Розой Люксембург в Италии. 

«Я хочу разбогатеть и разрушить Российскую империю», - заявлял он. Разбогател он в Турции на торговле оружием. А когда началась Первая мировая, Парвус принёс в посольство Германии в Турции свой меморандум, в котором излагал, как разрушить Российскую империю.

Юлия Шигарева, «АиФ»: И что он предлагал?

   
   

Владимир Хотиненко: О, это длинная история! Но! Многие цветные революции последних лет проходили по предложенному им рецепту. Порой многое совпадает с тем, что произошло, к примеру, на Украине: активно задействовать прессу, вовлекать молодёжь в манифестации. Видимо, Парвус хорошо изучил «Бесов» Достоевского, который ещё в XIX в. описал, как яд может быст­ро расползтись по общественному организму. Помните, Верховенский говорит Ставрогину: «Мы сделаем смуту... Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал... Одно или два поколения разврата теперь необходимо, разврата неслыханного, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь! А тут ещё свежень­кой кровушки подпустить, чтобы попривык».
Парвус и немцам указывал на Ленина как на личность, способную разрушить империю.

- И как, немцы поверили?

- В чём-то да. Парвус ещё в 1916 г. получил у них миллионы марок на организацию революции в России. После Второй мировой рассекретили некоторые архивы. Тут-то и всплыли взаимоотношения Парвуса с немцами. Ленин же никаких денег от немцев не брал - это совершенно точно. Более того, Парвусу он, в конце концов, сказал: «Революцию надо делать чистыми руками!»  

- Как-то мы с сыном шли по Красной площади, мимо Мавзолея. И сын спросил: «Мам, а Ленин был хороший или плохой?»

- Никто не сможет ответить на этот вопрос! Потому что однозначного ответа на него не существует.

- А у вас, Владимир Иванович, Ленин какой? Гений? Злодей?

- Отвечу так: я не утверждаю, что мы сможем полностью раскрыть образ Ленина, но новую ноту внесём совершенно очевидно. 

Возьмите любого выдающегося политика переломных времён - Македон­ского, Цезаря, Наполеона, Чингисхана. Ни про кого из этих великих людей нельзя сказать однозначно, хороший он был или плохой. Что, Чингисхан был ласковый и нежный? Или Александр Македонский был златокудрым мальчиком? Это поле деятельности - изменение мироустройства - требует определённых качеств, в том числе и цинизма, расчёта.

Когда берусь за сценарий, я имею обыкновение писать биографии для персонажей. И эпиграфом к Ленину я выбрал цитату из Рериха: «Вождю не нужно завидовать, ибо он несёт всю тягость жизни. ...При встрече одного победителя старая женщина заплакала горько. Когда же спросили: «Откуда слёзы при общей радости?» - она сказала: «Уж очень мне жаль его». Ну назовите мне хотя бы одного безгрешного выдающегося деятеля эпохи переломов. Нет никого! Потому что это такая работа. Такая роль.

Я вообще в какой-то момент пришёл к выводу, что где-то там (показывает наверх) написана пьеса. И каждому в ней назначена роль. Это судьба! 

Почему всё вдруг?

- Судьба судьбой, но споры о том, можно ли было без революции обойтись, не утихают.

- Нет, не могло обойтись, - скажу я. 

Если так просто отказалась от Бога страна, которая, казалось бы, была православной до мозга костей... Философ Розанов ужасался тому, что богоизбранный народ в одночасье превратился в зверей и с удовольствием рушит церкви... Нет, не в одночасье! Это всё вызрело. Это был внутренний кризис. Гнойник, который должен был прорваться.

- Из этого кризиса страна вышла выздоровевшей? Или так и осталась смертельно больной? 

- Она вышла другой. Практически поменявшей свой гено­тип. Я несколько лет назад хотел делать фильм по книге Алексея Варламова «Мысленный волк». Была в ней мысль любопытная: если бы Россия не пережила всё это - революцию, Гражданскую войну, она не смогла бы выиграть Вторую мировую. Если бы не выросло это абсолютно новое поколение. Поэтому - да, России нужно было пережить это испытание и выйти из него в новом качестве.

В России же много раз всё так менялось - вдруг. Я же про разные эпохи в судьбе России снимал: и про Смутное время, и про рубеж XIX и ХХ вв. И очень часто возникает это ощущение: «И вдруг...» Вдруг Ленин в апреле 1917-го приехал в Петроград и за неделю переломил ситуацию в обществе своими «Апрельскими тезисами». 

Или Смутное время, когда также вдруг формируется ополчение Минина и Пожарского и поляков изгоняют...

- Это у нашей страны такая планида: всё происходит вдруг?

- А ты сказки наши вспомни! Где тоже всё - по щучьему веленью, по взмаху рукава... Да, это божественное пред­определение. В этом я абсолютно убеждён. И все эти наскоки Европы и прочих заморских держав - за ними совершенно очевидно просматривается комплекс. Россия-то не поддалась никому. Ни Наполеону - все, простите за выражение, под него легли, а Россия - нет. Более того - освободила Европу от его деспотии. А с Гитлером?!  Та же Франция под ним распласталась просто не знаю как. И другие европейские страны. Хотя, конечно, везде были мужественные люди, которые вели себя достойно. А Россия и сама выстояла, и других спасла. Отсюда и комплексы - больно неприятно вспоминать, кому и чем они обязаны своей свободой. А Америка?! Ни истории, ни культуры - ничего своего нет! Зато денег - купаться можно! А тут какой-то, по их меркам, нищий народ раз за разом их переигрывает. Вот они и мучаются: как же это у них всё это получается? Сидим-сидим, и вдруг раз - появился Путин.

- Точно! Как подарок под новогоднюю ёлку Ельцин его тогда преподнёс.

- И даже не хочется предполагать, что было бы, если бы он не появился. 

Я никогда не говорил, что Россия исключительная страна в том смысле, что она лучше всех под этим небом. Нет, вопрос-то в другом: Россия - страна исключительная по той роли, по судьбе, что ей уготована. И события, о которых мы рассказываем в фильме, - часть этой судьбы. Часть очень существенная. Потому что так перевернуть мир, как перевернул его Ленин, - это надо уметь. Ведь и в Англии, и во Франции в своё время тоже прошли революции. И что? Ну, поотрубали они головы своей знати. А тут-то! На весь мир полыхнуло!

- Но Англия, Франция с этой частью своей истории довольно быстро разобрались. А мы? Сто лет прошло - а ведь рана эта до сих пор болит. 

- А может, революцию не раной надо считать, а операционным швом? Может, не надо его бередить до полного заживления? Может, революция - это была операция по удалению чего-то очень нам ненужного? Как человеку удаляют аппендицит или поражённую часть почки. И организм спасён! Больной идёт на поправку и продолжает жить дальше. Я так к революции предлагаю относиться: не как к ране, которую то так, то сяк залечить пытаются, а как к операции. Давайте попытаемся понять, что у нас удалили, от какой напасти спасли. Дадим этому шву затянуться. И будем жить дальше. Выздоровевшими.