Владимир Хотиненко: «Деньгами душу не насытишь»

Владимир Хотиненко. Пресс-конференция в преддверии премьеры фильма «Демон революции». © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Время клоунов

Юлия Шигарева, «АиФ»: — Владимир Иванович, зимой мы с вами беседовали, пытаясь определить, что же делать со столетием революции: праздновать, отмечать? Получилось ли у нас и что именно: отметить или отпраздновать?

   
   

Владимир Хотиненко: — Тогда я сказал и повторю сейчас: праздновать в этой дате особо нечего. А вот не отмечать нельзя. Но, к моему глубокому сожалению, не получилось. Не отметили. Да, были выставки, конференции. На ТВ — мой сериал «Демон революции», «Троцкий» на «Первом», «Хождение по мукам» на НТВ. Но это всё — точечные акты. А ведь Октябрь 1917 года — событие космического масштаба!

Да, мы попали в эти жернова истории. Да, нас помололо. И не только нас, Германию тоже мололо сильно. Мир весь перевернулся, Америка выросла благодаря нашей революции! И фигура Ленина заслуживает отдельного рассмотрения. 

— Фильм вы назвали «Демон революции». Так Ленин кем всё-таки был: демоном, гением, винтиком в колесе Истории?

— На мой взгляд, он орудие. Вот Пётр — высоченный, Россию на дыбы поставил, окно в Европу прорубил. С ним всё понятно: персона, величина! А тут: бородка, лысенький, ботиночки протёртые... Что?! Как?! Как смог этот человек такое сотворить?

Продолжаю настаивать: Россию без мистической составляющей не понять. Дальше можно пойти с умом и аршином, но какая-то величайшая тайна на этих пространствах всё-таки сокрыта.

Смотри: нам кажется, ну сегодня-то мир устоялся! Но!.. Если перебрать нынешних правителей — они же все клоуны! Меркель, Трамп, Олланд — все! И клоуны эти страшные правят миром. Ответственно говорю: Путин среди них — единственный нормальный человек с трезвым мышлением. Поэтому на него и реакция такая в этой клоунаде.

   
   

«Этот потянет!»

— Но вернёмся к Ленину. Вы сказали: он был орудием. Орудием чего?

— У меня в фильме Парвус говорит Владимиру Ильичу: «Вы неизбежность для России». Изложу свою версию. Мне кажется, жизнь — это написанная пьеса. А дальше — как в театре: выбираются актёры, назначаются на роли. Вот и Ленин был назначен на эту роль. Режиссёр — там, наверху — подумал: «Пожалуй, этот потянет! Столько посидел, умный, неплохо говорит. Давайте поручим ему!»

— Да уж, потянул... Пропустил в итоге народ через такую мясорубку!

— Увы, но события такого масштаба требуют совершенно определенных правил и черт характера. Там белым и пушистым делать нечего, к сожалению. И Ленин, и потом Сталин, а до него — и Александр Македонский, и Чингисхан действовали по известной формуле «Цель оправдывает средства». 

— Но правильной ли была цель?

— А что плохого большевики хотели-то? Давайте трезво посмотрим на то, что у нас сейчас происходит. Разброс между бедными и богатыми чудовищный. Это хорошо?

— Нет!

— А Ленин именно этого и хотел: чтобы не было богатых и не было бедных, чтобы все были равны. Чтобы страна, 90% населения которой были крестьяне, вышла из нищеты, чтобы люди научились мыслить, развиваться.  

Вот только оказалось, что задачка-то эта — о-о, какая сложная: не только устройство государства поменять, но саму природу человеческую. Почти все средства для её решения оказались исчерпаны. И тогда произошло то, что произошло. Но ведь вырастили! Вырастили новый народ! Тот народ, который смог выиграть Вторую мировую войну, чудовищную, тяжелейшую, был уже другой, не тот, что жил в Российской империи.

— Этот народ не только войну выиграл. Он сумел построить одно из мощнейших государств на планете.

— Да, мы и в космос полетели, и в области балета (пусть злословы и издеваются бесконечно над этой фразой) мы были впереди. И, в общем-то, мы по-прежнему не зависим ни от чего. Ведь до сих пор не так много стран способны запустить корабль в космос или полностью обеспечить себя.

Я уверен: те идеи, что зародились сто лет назад, не умрут. Они всё равно вернутся, пусть в каком-то ином воплощении. Сейчас просто нет фигуры, которая могла бы их сформулировать. Посмотрите, как та же Европа живёт: спокойно, благополучно и скучно! Смысл жизни исчез почти везде в мире. А человеку этот смысл нужен! И я очень понимаю нынешнюю молодёжь, которая мается, будучи не в состоянии этот смысл обрести. Потому что ей предлагают один лишь идеал: деньги. Но деньгами душу не насытишь. Живот — да, а душу — нет! Да и жажда справедливости тоже вечна. Поэтому так и будет на Земле разыгрываться эта пьеса, только с разными режиссёрами и исполнителями.

Под одну гребёнку

— Вы сняли «Бесов», «Гибель империи», «Демона революции». И можете, наверное, оценить: Российская империя была обречена?

— А что, если мы уберём этот термин: «обречена»? На мой взгляд, ход событий был неизбежен. Посмотрите: как быстро религиозный народ стал рушить церкви. В одночасье! Значит, где-то там подгнило, корешки какие-то. Или свиньи подгрызли. Поэтому дерево и упало. Не услышали Фёдора Михайловича, не заметили прихода бесов. Поэтому случилась и гибель империи, и возможным стал меморандум Парвуса.

— Кстати, о Парвусе... Попыток, что предпринял он, — раскачать ситуацию через финансовые вливания — некоторые «комбинаторы» до сих пор не оставили. Это удалось проделать на Украине, в Грузии, Киргизии. А у нас — нет! Почему?

— А это судьба, и винить тут некого (смеётся)! Это ведь едва-едва не случилось. Но тут появилось знаменитое российское «вдруг»: вдруг невесть откуда возникает человек по фамилии Путин. И человек, сделавший так много для разрушения страны, вдруг выбирает его.

И сколько угодно мне сегодня могут говорить, что, мол, сложись всё иначе, развались страна на ещё более мелкие части, всё пошло бы хорошо. А что хорошего в том, что твоя родина разобьётся на дюжину мелких осколков? Хорошо это может быть только для того, кто никак с этой землёй не связан. А нам всем, для кого эта земля — родина, точно нет. России самой тогда не было бы! Той России, какой мы её знаем: непредсказуемой, страстной.

Мне очень нравится фраза российского генерала-фельдмаршала Густава Миниха (немца по национальности): «Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом — иначе невозможно понять, как оно существует». Равно как и выражение Александра II: «Россией управлять легко, но совершенно бессмысленно». Между этими высказываниями лежит какая-то истина. Истина этого невероятного пространства. Если к пространству этому относиться прозаично, как это происходит в Норвегии или в Швеции, существование здесь превратится в ад. Страсти, которые живут в нашем народе, никогда не успокоятся. Пытаться причесать нас под общую гребёнку — ничего из этого не выйдет! Нужно хоть немножко знать российскую историю, читать книжки: Достоевского, Толстого, Гоголя, Чехова. И тогда тебе хоть что-то, но станет ясно.