«Виделись почти каждый день». Друг Гурченко — об отношениях с Люсей

Народная артистка СССР Людмила Гурченко. © / Фото: Юрий Сомов / РИА Новости

Гурченко всегда была «не как все». Играла на нерве. Пела так, что мурашки по коже. Танцевала. Писала книги. Казалось, что ей под силу все. Даже остаться вечно молодой. Хотя бы в душе. Но 6 лет назад, в 75, блистательная Людмила Гурченко ушла. Мы думали: внезапно. Слишком рано. А она, похоже, отрепетировала и эту «роль»: сама сшила платье и завещала другу Аслану сделать посмертный грим. 

   
   

В последние годы жизни актрисы рядом с ней был шестой официальный муж Сергей Сенин и он: совсем молодой, яркий, восточный Аслан Ахмадов. Его называли и близким другом Гурченко, и любовником. А Людмила Марковна однажды призналась в телепрограмме, что влюблена в Аслана, и всему свету рассказала, как крепко он её обнимает. 

Фотограф Аслан Ахмадов на открытии выставки фотографий «Моя Люся», приуроченной к 80-летию актрисы Людмилы Гурченко, в Галерее Классической Фотографии в Москве. 2015 г. Фото: РИА Новости/ Евгений Одиноков

Ахмадов много фотографировал Гурченко, буквально упиваясь процессом, готовил уникальный проект. Некоторые снимки получились «на грани фола». К сожалению, большую их часть Людмила Марковна не увидела. 

Ни Люсю, ни Серёжу, ни меня не интересовало, что о нас говорят и пишут, — признавался Аслан. — Нам было абсолютно всё равно. Они были для меня самыми близкими друзьями. Я ведь вырос на Кавказе, а у нас близких сердцу людей считают родными. Даже если они не родственники. Обрести друзей, почувствовать, что ты нужен — это большое счастье. К сожалению, с годами это так редко случается

Они познакомились весной 2005 года благодаря дизайнеру меховой одежды Елене Ярмак. И эту встречу в ресторане Ахмадов уже вряд ли забудет. Даром что на тот момент в России, кажется, не осталось известных артистов, с которыми он не работал бы. Удивить амбициозного фотографа было сложно. Но Гурченко не была бы Гурченко, если б ей это не удалось. 

— На Людмиле Марковне было строгое чёрное платье и чалма из чёрной шали с кистями. Дружелюбная, в прекрасном настроении, она много шутила. И было видно, что это — в том числе из-за меня. Чтобы я не чувствовал себя скованно. Но в тот день меня словно подменили. Кажется, это был не я, а мой неловкий косноязычный двойник, ошпаренный кипятком. Что ж... Рядом с величайшей актрисой ХХ века и таким быть не стыдно. Сама Людмила Марковна — при всём своём величии — была скромна и искренна. 

Аслан Ахмадов тогда работал в дизайнерском коллективе Fresh Art и затеял снять фотоисторию любви Эдипа и Иокасты из древнего мифа. А натолкнули его на эту мысль опубликованные воспоминания Гурченко, которая всю жизнь признавалась отцу в любви. Даже после его смерти. Он был для неё воплощением мужественности. Главным человеком в жизни. 

   
   

— Людмила Марковна боготворила отца. Иногда казалось, она жила только ради него. Часа не проходило, чтобы не вспомнила о нём, хотя, когда мы познакомились с ней, Марка Гавриловича не было на этом свете уже 37 лет... Идея сделать зеркальную историю любви Эдипа и Иокасты захватила актрису, и мы назначили день съёмки.

В студию привезли сотню костюмов, десятки пар обуви. Ювелирная компания в бронированном автомобиле доставила украшения на миллионы долларов. Перед съёмкой Аслан не мог уснуть всю ночь. Прокручивал в голове историю, думал, как снять важные сцены. Эдип и Иокаста узнают, кем на самом деле приходятся друг другу. Их сыновья закалывают друг друга. Эдип лишает себя глаз. Иокаста совершает самоубийство. 

— Едва начав работать, я почти сразу успокоился. Людмиле Марковне нравилось всё: придуманные образы, подобранные наряды. Звучавший фоном любимый Bill Evans создавал правильное настроение... Эдипа играл мой товарищ: непрофессиональный актёр Евгений Калошин. В сцене с Людмилой Марковной он должен быть обнажен. И вот... Ему надо раздеться. Он стесняется, извиняется... Вдруг Гурченко говорит: «Женя, а я ведь тоже стесняюсь». Перед съёмкой меня страшно пугали мужем актрисы, Сергеем Сениным. Говорили, что он жутко ревнив, не дай Бог появится на съёмочной площадке. Мы торопились снять «сцену 18+» как можно быстрее. Но не успели. Сергей Михайлович появился в самый «неподходящий» момент: его жена, великая Людмила Гурченко стояла перед камерой с обнажённым парнем. На минуту все остолбенели. Сенин ходил, смотрел... А спустя несколько минут сказал: «Это невероятно красиво!»

«Невероятную красоту» не захотел печатать ни один глянцевый журнал. Ахмадову говорили: «Гурченко и голый мужик — да вы что? Мы же распугаем всех рекламодателей!» Зато Людмила Марковна осталась довольна. Показывала фотографии только дорогим гостям. В квартире в Большом Козихинском. А потом снимки пропали. 

Когда проект Fresh Art закончился, Аслан и Людмила стали общаться чаще. Как говорится, не было бы счастья. Ахмадов разорвал отношения с бизнес-партнёрами, под угрозой оказалась дружба с теми, кого на протяжении 15 лет считал близкими людьми. Он очень переживал. 

— Как-то вечером я встретил на Патриарших Людмилу Марковну и Сергея Михайловича. Они гуляли с собаками — Пепой и Гавриком — и любезно пригласили меня в гости. На следующий день мы уже сидели втроём в чудесной столовой их квартиры. Пили чай, слушали музыку и говорили, говорили. Встреча получилась такой душевной, что мне стоило большого труда подняться и уйти. На прощание Людмила Марковна сказала: «Теперь мы твои друзья. И это навсегда». У меня на глаза навернулись слёзы. Я пулей выскочил из квартиры. 

С тех пор Аслана и Людмилу часто видели вместе. Они ездили на фестивали, Ахмадов помогал актрисе работать над образами в кино и на телевидении. Они даже записали вдвоём несколько песен. Собственно, музыка их и связала. 

— Люся, как она попросила называть её, была фанаткой джаза и с удовольствием делилась своими энциклопедическими знаниями. Эта музыка действовала на Гурченко как гипноз. Казалось, она чувствовала его спинным мозгом, душой, кончиками пальцев. Люся рассказывала о незнакомых мне музыкантах, я показывал джазменов, которые не были известны ей. Мы виделись почти каждый день.

Актриса не дружила с техникой. Когда они ездили на съёмки, Аслан в своем айфоне делал плейлист с её любимыми джазовыми композициями: Чарли Паркер, Пегги Ли, Билл Эванс. Едва услышав «What are you doing the rest of your life» в исполнении Эванса, она каждый раз начинала плакать. 

— Я не мог понять, что происходит. Люся всхлипывала: «Папочка, мой бедный папочка... Потом, потом... Когда меня не будет, ты поймёшь». А теперь я не могу спокойно слушать эту мелодию.

Людмила Гурченко шесть раз выходила замуж. Боготворила отца. Холодно общалась с матерью. И так и не смогла выстроить нормальных отношений с дочерью. Друзей у неё было мало. В основном люди «из профессии». Большинство — мужчины. Из женщин повезло только Елене Ярмак и Наталье Мантуровой, с которой актриса дружила почти сорок лет. 

Все-таки смыслом жизни Гурченко, видимо, считала работу. Она была необходима ей как воздух. Если процесс увлекал, Людмила Марковна могла трудиться с утра до ночи. Первой появлялась на съемочной площадке, последней уезжала. 

— Однажды я показал Люсе несколько роликов, которые снял новой фотокамерой. Новость о том, что на фотоаппарат можно снимать кино, изумила её: «Нам нужно обязательно что-то снять». Сделать успели только пробы для короткометражки. Несколько кадров я потом включил в клип на Люсину песню «Жизнь как дым», которую записал уже после её смерти. Это была последняя киноработа великой Гурченко.