«Вел себя как мальчишка». Белохвостикова о режиссере Наумове к его 95-летию

Владимир Наумов и Наталия Белохвостикова. © / www.globallookpress.com

К 95-летию режиссера Владимира Наумова, которое он бы отметил 6 декабря, его супруга актриса Наталия Белохвостикова рассказала aif.ru о совместном «кино» длиною в жизнь, работе с Аленом Делоном и знакомстве с Высоцким, приемном сыне Кирилле, дочери Наталье и сказке Пушкина, экранизацию которой так и не закончил режиссер.

   
   

Крестики-нолики

Их встреча произошла в аэропорту «Шереметьево» в ноябре 1971-го, откуда оба летели в Белград на Неделю советского кино. Она — 20-летняя актриса, дебютировавшая в картине Герасимова «У озера», он — 43-летний маститый режиссер с фильмом «Бег» по Булгакову, а еще картинами «Мир входящему», «Павел Корчагин», «Скверный анекдот», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Десять лет без права переписки». Владимир Наумов снимал потрясающие фильмы, в которых играли Ален Делон, Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский… и Наталия Белохвостикова, его супруга.

— Конечно, я была прекрасно осведомлена, кто такие Алов (режиссер Александр Алов — прим. ред.) и Наумов, работавшие в тандеме. И по истории кино, которую изучала во ВГИКе, и по тому, что на их свежий фильм «Бег» в московских кинотеатрах невозможно было попасть, — вспоминает Белохвостикова. — Наумов понятия не имел, кто я такая, фильм «У озера» не видел и даже не слышал о нем. В самолете мы сидели рядом и играли в крестики-нолики и морской бой. Так и познакомились. «Бег» он мне не разрешил смотреть в Белграде, мол, там была не очень хорошая копия. Я не стала спорить с мэтром. А на премьеру «У озера» пошел. После чего стал на меня иначе смотреть. В этой поездке Наумов и Донской (Марк Донской, режиссер, также входивший в советскую делегацию в Югославии – прим. ред.) купили игрушку-хохотун. Они пропускали меня вперед, сами шли следом и включали этого хохотуна. Прохожие оборачивались, я краснела от стыда, а они заливались смехом. Так они надо мной, 20-летней девчонкой, подтрунивали.

Высоцкий, Золотухин…

До того, как сделать предложение, Наумов красиво ухаживал за начинающей актрисой год. Зная, что она любит кататься на коньках, ходил с ней на каток на Патриарших прудах, хотя на льду чувствовал себя не очень уверенно. Знакомил со своими именитыми друзьями, чем окончательно покорил Наташу.

Советский кинорежиссер Владимир Наумов и актриса Наталия Белохвостикова на Московском международном кинофестивале. 1970-е годы. Москва. СССР Фото: www.globallookpress.com

— После катания на Патриарших мы могли оказаться на творческом вечере Евтушенко, с которым Володя дружил с юности, или в Театре на Таганке на «Гамлете» в исполнении Высоцкого. Мы с ним долго «шифровались», не афишировали наши отношения. Я воспитывалась в строгих традициях — дочь дипломата. В антракте «Гамлета» мы вышли в фойе. А нам навстречу — Высоцкий и Золотухин. «Привет, ребята, — смеясь, сказал Высоцкий. — А мы с Валерой за вами наблюдали весь спектакль». Вот так нас рассекретили. Разница в возрасте меня совсем не пугала. Володя, с одной стороны, был очень серьезным и умным человеком, мощным, могучим, мудрым, сильным, с другой — вел себя как мальчишка, всегда с искринкой и смешинкой в глазах. Каждую секунду он фантазировал, писал, фонтанировал идеями. У него не было пауз. Он замирал только тогда, когда спал. Поэтому у меня не было ощущения, что он старше. Никогда. До последнего дня…

Фильм Наумова и Алова «Тегеран-43» стал первой советской кинолентой о международном терроризме. Да к тому же и с самым популярным европейским актером Аленом Делоном.

— Первый съемочный день на Елисейских полях Делон нам сорвал. Он был тогда № 1 в Европе. Всем это было известно. «Снимать меня на Елисейских полях не получится, люди не дадут», — предупредил он. Но мы не придали его словам значения. Нам нужно было сыграть сцену, как мы выходим из офиса (я, Делон и Курд Юргенс), молча проходим три метра, садимся в машину и уезжаем. Меньше минуты. 9 утра. Приехали на съемку, все счастливые. Загримировались. Ждем команды оператора. Подхожу к окну и вижу: у офиса как на дрожжах увеличивается толпа. «Там что-то происходит», — говорю я съемочной группе. Начинаем искать Делона, нет нигде. Кто-то прибегает и кричит: «Ребята, это конец». Делон вышел на улицу, встал у дверей и собрал толпу зевак. Сам счастливый, будто миллион выиграл. «Я же вам говорил, что меня нельзя снимать на Елисейских полях», — сказал он с довольным видом, когда вошел внутрь. Съемка была сорвана. Курд Юргенс громко, чтобы слышал Делон, сказал Наумову: «Пока не поздно, поменяйте его на Бельмондо». На следующее утро встречаемся в том же офисе. Делон понуро сидит в углу, на улицу не выходит. Быстро вышли, сняли сцену. Ни один человек даже головы не повернул. Делон, Леонов, Демидова, Ульянов, Высоцкий, Даль, Смоктуновский… Мне повезло, я снималась с великими.

   
   

Дочь Наташа и сын Кирилл

Дочь Наташа пошла по стопам родителей. Первый раз снялась в кино в пять лет в фильме «Тегеран-43». А после школы, закончив сначала актерский, а потом режиссерский факультет, работала совместно с отцом в его фильме «Белый праздник» по сценарию великого итальянского драматурга Тонино Гуэрра и в фильме Владимира Наумова «Джоконда на асфальте». Режиссерский дебют Натальи «Год лошади — Созвездие Скорпиона» был особенным для всей семьи: Владимир Наумович стал продюсером фильма, а Наталия Белохвостикова сыграла в нем главную роль. В 2007-м, когда супруги были в почтенном возрасте, они приняли решение усыновить трехлетнего Кирилла.

Наталия Белохвостикова с сыном Кириллом. 2007 г. Фото: www.globallookpress.com

— Однажды мы приехали в рамках фестиваля «Я и Семья», президентом которого 14 лет была я, в подмосковный детдом. Я, Володя, Наташа. Набрали полный багажник сладостей. После выступления нас повели пить чай. Подходит мальчик, как выяснилось потом, самый младший в этом детдоме. «Тетенька, купите мне, пожалуйста, крестик», — сказал он. «Конечно, малыш, я тебе его привезу, — смотрю на него, а у самой ком в горле. — Но зачем тебе крестик? Может, я тебе лучше красивого большого робота привезу?» — «Нет, — говорит он. — Только крестик привезите, больше ничего не надо. У всех есть, а у меня нет». Через несколько дней поехали туда снова, с крестиком. Снова пили с ним чай, а потом он сказал: «Ну, я пойду к себе». Повернулся и пошел, не оборачиваясь. У него были такие линялые колготки. До сих пор эта картина у меня перед глазами. Сидим как-то вечером дома. «О чем думаешь?» — спросил меня Володя. «Как там Кирилл, чем занимается?» Володя говорит: «И я думаю о нем». И Наташа нам: «Он совсем один». Поедем? Поехали. Целый год мне не отдавали ребенка. Я собирала документы для органов опеки, что не судима, психически здорова и т. д. Только медицинских справок собрала три десятка. Когда привозила последнюю, мне говорили, что истек срок действия первой. Такое ощущение, они надеялись, что мы отступим. Но мы победили.

Режиссер Владимир Наумов, актриса Наталия Белохвостикова, их дочь режиссер Наталья Наумова и сын Кирилл. 2017 год. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Незаконченная сказка

Десять лет назад Наумов начал снимать свою последнюю картину — «Сказку о царе Салтане» по Пушкину. Но так и не смог закончить.

— Последние годы Володя потратил на походы в высокие кабинеты, писал письма в разные инстанции. Но денег так и не дали на завершение фильма. Он был одержим этой работой. Бился до последнего дня — хотел, чтобы каждый человек в нашей стране знал, кто такие Пушкин, Есенин, Дос­тоевский, Булгаков. И часто повторял: «Надо сохранять русский язык».