Вечный пьяница и простачок. Любимое амплуа Георгия Вицина

Георгий Вицин в фильме «Джентльмены удачи», 1971 год. © / Кадр из фильма

Георгий Вицин родился 18 апреля 1917 года, но официально днём его рождения станет 23 апреля 1918 года. Принято считать, что изменения в документы внесла его мать, чтобы отправить ребенка в оздоровительную школу, где имелось место исключительно в младшей группе. По другим данным, свою дату рождения знаменитый артист исправил сам, чтобы раньше поступить в актёрскую студию.

   
   

Для миллионов зрителей Вицин навсегда запомнился как Трус, Веснушкин, Бальзаминов, но не все знают, что ему прочили карьеру драматического артиста. Знаменитый режиссёр кино и театра Григорий Козинцев был шокирован, увидев Вицина в комедии Гайдая, ведь он разглядел в нём шекспировского Гамлета. Сам же Вицин ничуть не жалел, что состоялся как комедийный, а не драматический артист. В юбилей любимца зрителей АиФ.ru вспоминает лучшие фильмы с его участием.

«Запасной игрок», 1954 год

Впервые Вицин появился на экране в роли железнодорожника в фильме «Здравствуй, Москва», однако известность пришла к нему 9 лет спустя, после съёмок в комедии «Запасной игрок». В фильме Семёна Тимошенко 37-летний актёр сыграл роль забавного 18-летнего футболиста Васи Веснушкина, безответно влюблённого в красавицу-гимнастку (Татьяна Конюхова).

Не секрет, что для общих планов футбольной комедии режиссёр использовал кадры с настоящего четвертьфинального матча Кубка СССР 1954 года, но актёрам тоже пришлось побегать по полю. Чтобы справиться с ролью спортсмена, Вицин ежедневно тренировался на стадионе.

Более того, по сюжету комедийной ленты персонаж Вицина должен был драться на боксёрском ринге с героем Павла Кадочникова (актёра, который много лет профессионально занимался боксом). Этот эпизод все участники съёмочной группы позже вспоминали с ужасом: во время репетиции Вицин так разошёлся, что всерьёз атаковал Кадочникова, а в результате очнулся с трещиной в ребре.

«Пёс Барбос и необычный кросс», 1961 год

«Пёс Барбос и необычный кросс» стал первым фильмом, в котором зрители познакомились с харизматичной бандой жуликов, впоследствии ставшей самой известной кинотроицей Советского Союза: Трусом, Балбесом и Бывалым.

Есть легенда о том, что Леонид Гайдай задумал воплотить в кино собирательные образы общественных пороков, прочитав в газете «Правда» стихотворный фельетон про браконьеров. Режиссёр сразу придумал три характера: на роль Труса выбрал Вицина, с которым уже работал над лентой «Жених с того света». Вицин, в свою очередь, предложил Юрия Никулина на роль Балбеса. А бывший директор «Мосфильма» Иван Пырьев нашёл Бывалого: актёра Евгения Моргунова.

«Пёс Барбос...» был всего одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьёзно», на который «Мосфильм» даже не возлагал особых надежд. Но короткометражка и её забавные герои очень полюбились зрителям, а в Канне советскую ленту номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» как лучший короткометражный фильм.

   
   

«Женитьба Бальзаминова», 1964 год

Как ни странно, в юности Вицину часто проходилось исполнять роли стариков, а в зрелом возрасте — юношей. Например, в ленте Анатолия Граника «Максим Перепелица» 38-летний актёр играл деда Мусия, а в 47, наоборот, снимался в роли молодого оболтуса Бальзаминова.

Известно, что сценарий «Женитьбы Бальзаминова» по мотивам пьес Островского режиссёр Константин Воинов написал специально под Вицина ещё в 1954 году, но съёмки откладывались почти 10 лет, так как руководство «Мосфильма» боялось слишком вольного обращения с классикой. За это время главный актёр успел изрядно постареть и, чтобы соответствовать возрасту своего персонажа, пошёл на хитрость.

«Я сам себя загримировал, — вспоминал Вицин. — Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтобы морщин не было. Придумал паричок, нос подтянул. Шпатлёвку смешал с красной краской, чтобы лицо похудело. Воинов посмотрел на мои художества и твёрдо сказал: Буду снимать!»

Из-за сложного грима сам Вицин в шутку называл комедию «Женитьбой Бальзамированного».

«Операция Ы и другие приключения Шурика», 1965 год

Фильм «Операция Ы и другие приключения Шурика» с участием Труса, Балбеса и Бывалого в 1965 году стал абсолютным лидером кинопроката в СССР.

К этому времени зрители уже воспринимали троицу как неразделимое актёрское трио и даже придумали ему имя: ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Однако именно во время работы над «Операцией Ы“...» сам Гайдай заявил, что «тройка» себя изживает, да и Никулин вспоминал: «К сожалению, тройка стала действительно до приторности популярной. Нас приглашали выступать на телевизионных огоньках, рисовали карикатуры в журналах. Николай Озеров во время хоккейных репортажей тоже вспоминал о нас. Это был период нашего взлёта и одновременно конец нашего совместного выступления на экране».

Тем не менее после «Операции Ы» последовал ещё один кинохит: «Кавказская пленница», где Трус, Балбес и Бывалый снялись вместе в последний раз. Причём Никулин и Моргунов продолжали утверждать, что «Вицин чертовски талантлив» и они оба «не стоят его ногтя».

«Джентльмены удачи», 1971 год

Сценарии фильмов, в которых снимался Вицин, менялись, но образ простачка и выпивохи оставался неизменным.

В 1971 году в «Джентльменах удачи» Александра Серого актёр исполнил роль Гаврилы Петровича (больше известного как Хмырь). Роль подельника Доцента ещё больше закрепила за Вициным славу пьяницы и хулигана, хотя в жизни он не употреблял ничего спиртного, стараясь заменять в кадре кружки с пивом на напиток из шиповника.

«Джентльмены удачи» стали очередным хитом кинопроката, несмотря на то, что руководство «Мосфильма» долгое время опасалось выхода комедии на экраны из-за обилия тюремного жаргона и героев-бандитов. Сперва готовый фильм лично посмотрел глава МВД Николай Щёлоков, а после комедию бывшего уголовника (ранее режиссёр был осуждён на 6 лет за драку) оценил сам Леонид Брежнев. К счастью, они не нашли в фильме ничего плохого, и, по воспоминаниям очевидцев, смеялись так громко, что даже заглушали диалоги актёров. Евгений Леонов позже вспоминал: «Фильм был очень популярен. Скажи кому-нибудь из зрителей, мол, мне не нравится — там, дескать, с эстетикой не всё ладно — так тебя же ещё и побьют за это».