Вечный Пан Профессор. Сложная карьера Бориса Рунге

Борис Рунге. © / «Кабачок „13 стульев“» (1966-1980) / Кадр из фильма

В советском кино было множество актеров, которым, как правило, не доставались главные роли. Они играли в эпизодах, заполняли собой кадр, делая его насыщенным и глубоким, позволяя звездам блистать на их фоне и помогая им по мере сил. Одним из таких актеров был Борис Рунге, биография которого весьма необычна — даже по меркам советского времени.

   
   

Актер-ребенок

Борис Рунге родился 7 августа 1925 года в Москве. Это было, пожалуй, своего рода везением — уроженец другого города вряд ли получил бы в 11 лет предложение сняться в кино. Правда, звали поначалу не его, а друга, но и он добился приглашения на прослушивания. Дело было серьезным — режиссер Владимир Легошин набирал актеров для экранизации повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Рунге пробы прошел и сыграл роль Пети Бачея — одного из двух главных героев, подростков, которые стали свидетелями восстания на броненосце «Потемкин» в 1905 году.

Конечно, никакой кинозвездой начинающий актер тогда не стал, хотя фильм был весьма популярным. Но его запомнили, через два года позвали в фильм Александра Разумного «Личное дело»; с началом войны Рунге снимался в «Боевых киносборниках», сыграл небольшие роли в фильмах «Партизаны в степях Украины» и «Как закалялась сталь». В принципе, к окончанию школы Борис Рунге имел солидную по тем временам фильмографию. Но актерскую карьеру пришлось отложить в сторону.

В армию Бориса Рунге призвали в 1942 году; он прошел её всю, закончил в Германии в звании младшего лейтенанта. Вспоминать о том времени он не любил, но однажды признался, что после войны его постоянно мучали кошмары.

Актер театра сатиры

Театральные актеры очень редко остаются в одном театре на всю творческую жизнь. Можно вспомнить разве что, например, Владимира Зельдина, который проработал в театре Советской армии более семидесяти лет. Борис Рунге после войны отучился в ГИТИСе, после его окончания оказался в труппе Московского театра сатиры — и остался там на долгие годы. Играл в спектаклях Валентина Плучека, потом — в постановках Александра Ширвиндта.

Возможно, у него не было главных ролей — Рунге был всё же характерным актером, который обычно играл каких-то простаков, немного рассеянных чудаков, которые обычно оказываются не к месту в той или иной ситуации, делая её смешной. Его это амплуа, наверное, вполне устраивало. Правда, с наградами и почетными званиями на вторых ролях было не слишком густо — в 1967-м Рунге стал заслуженным артистом РСФСР, в 1985-м получил звание народного. И, пожалуй, всё. Хотя была ещё одна награда, которой актер безусловно гордился.

   
   

Пан Профессор

Эта награда — звание заслуженного деятеля культуры Польши, которую Рунге получил в числе других артистов, снимавшихся в телевизионной программе «Кабачок 13 стульев». Это одна из легендарных передач советского телевидения, сценарии которой писались на основе небольших юморесок из журналов разных стран Европы, а персонажи носили польские имена и обращались друг к другу «пан» и «пани». Это было небольшое окно на Запад — телевизионное начальство это чувствовало и не раз пыталось закрыть программу. Но её любил Брежнев, любили простые зрители — в общем, она продержалась на ТВ больше десяти лет.

В «Кабачке...» снимались многие актеры театра сатиры (Плучеку это, кстати, тоже не нравилось). Среди них был и Борис Рунге, к которому намертво приклеился образ Пана Профессора — ученого человека слегка не от мира сего, старого знакомого пани Моники в исполнении Ольги Аросевой.

«Однажды мы с Ольгой Александровной разыграли на телевидении юмореску, где действующими лицами были друзья детства — бывшие одноклассники. Оказалось, что нам очень легко работать вместе. Так и родился наш дуэт», — вспоминал Рунге.

Дуэт вышел за пределы «Кабачка...», актеры выступали с ним на эстраде, на творческих встречах со зрителями и на телепрограммах. Аросева даже призналась в одной из телепрограмм, что Рунге был ей «больше, чем муж» — у них не было официальных отношений, но он жил на её даче — в своей комнате, а она заботилась о его здоровье. После смерти Рунге в 1991 году Аросева больше на эстраде не выступала.

Борис Рунге и Ольга Аросьева. Кадр из фильма/ «Золотая рыбка» (1983)

Актер вне театра

Успешное начало кинокарьеры особо не помогло Рунге наладить отношения с этим видом искусства. У него, конечно, весьма солидная фильмография — в ней более сорока картин, но в фильмах 50-80-х годов у него лишь эпизодические роли, которые в основном обыгрывают его сложившееся амплуа — простого, слегка рассеянного человека. Кроме того, часть этой фильмографии — озвучка мультфильмов.

В принципе, он играл у Эльдара Рязанова — в «Берегись автомобиля», «Невероятных приключениях итальянцев в России» и «Стариках-разбойниках». Его роли почти незаметны, но без них эти фильмы были бы чуточку беднее.

А на телевидении Борис Рунге проявил себя не только в «Кабачке...». Он был одним из первых ведущих еще одной легендарной передачи — «Спокойной ночи, малыши», был там Дедушкой Так-Таком (ему почему-то постоянно предлагали возрастные роли), а также пел «Спят усталые игрушки» — сигнал всем детям СССР, что пора ложиться спать.