Вечный диссидент. 6 фактов о Сергее Довлатове

Сергей Довлатов. © / Нина Аловерт / Предоставлено организаторами

1. Фамилию Довлатов он почти выдумал

Сергей Довлатов появился на свет 3 сентября 1941 года. Его родители всю жизнь называли сына армянином, хотя армянкой была только мама писателя, отец был евреем. Но родители решили, что Сереже будет проще, если он будет в паспорте записан как армянин. И, кстати, при рождении мальчику дали фамилию отца: Мечик. Только после развода родителей он взял фамилию матери, но исправил ее на свой лад. Она была Довлатян, он стал Довлатовым.

   
   

2. Университет — зона — университет

В Ленинградский государственный университет Довлатов поступал дважды. В первый раз он был отчислен. В 1961 году будущего писателя забрали в армию служить конвоиром в исправительных колониях Республики Коми. Там, на зоне, у Довлатова родилась идея повести, а в 1982 году из-под его пера появилась книга «Зона: Записки надзирателя». Получив увольнительную, Довлатов снова отправился в Ленинград штурмовать университет. В этот раз все сложилось удачно, и Довлатов, отучившись, получил заветный диплом.

3. Женился на объекте внимания Бродского

Ася Пекуровская слыла одной из первых красавиц в Петербурге. За ней ухаживал Иосиф Бродский, но, помимо него, в девушку влюбился и Довлатов. Выбрала красавица последнего. За их трехлетним романом следило литературное сообщество, потому что отношения эти были очень неоднозначными. Довлатов мечтал жениться на избраннице, но все что-то не выходило. Один раз он сказал ей: «Ася, если ты сейчас не выпьешь из горла бутылку водки, ты выйдешь за меня замуж». Ася пошла на конфронтацию: «Еще как выпью». И выпила. Но и замуж за Довлатова вышла. И, надо сказать, в отношениях, которые пылали как действующий вулкан, ничего не поменялось. Довлатов безумно ревновал жену, на этой почве случались ссоры.

4. Сначала не любил коммунистов и СССР, потом — антикоммунистов и США

В 1978 году Довлатов попрощался с Родиной и эмигрировал в Нью-Йорк. Там он устроился на работу редактором еженедельной газеты «Новый американец». Многие исследователи творчества писателя уверены, что именно в Америке Довлатов смог написать свои лучшие произведения: «Чемодан», «Иностранку», «Филиал». Правда, сам он так и не смог полюбить США. Он говорил: «После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов». Шумный многогранный Нью-Йорк не помог Довлатову излечиться от депрессии. Хотя он печатался, его читали, у его творчества появилась масса фанатов. Про свое состояние он писал так: «Пьянство мое затихло, но приступы депрессии учащаются. Я всю жизнь чего-то ждал: аттестата зрелости, потери девственности, женитьбы, первого ребенка, минимальных денег, а сейчас все произошло — и ждать больше нечего».

Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. Фото: Предоставлено организаторами / Нина Аловерт

5. Чужой среди своих

Довлатов пытался стать своим писателем для армянского сообщества. Но, увы, его попытки не увенчались успехом. В 1985 году он закончил рассказ «Когда-то мы жили в горах», ироничная историю о том, как живет армянский народ, и о тех, кто по национальности был армянином, но позабыл свои традиции. Многим армянам критика пришлась не по душе, они высказывали писателю недовольство. Довлатову пришлось отвечать: «Дорогие земляки! Рассказ „Когда-то мы жили в горах“ вызвал много откликов из Армении, но, к сожалению, весьма нелестных. Авторы писем обвиняют меня в незнании обычаев родного армянского народа, в искажении действительности. Так вот, прежде всего хочу подчеркнуть, что в своем рассказе я попытался с иронией изобразить армян, давно живущих вдалеке от Армении, например, в Ленинграде, потерявших связи с армянскими традициями. И сохранивших, культивирующих лишь чисто декоративные, экзотические, а в конечном счете ложные представления об обычаях своего народа… Наивно было бы думать, что кому-то по силам очернить армянскую культуру, бросить тень на армянский народ».

6. Запои победили

Известно, что Довлатов периодически вел дружбу с зеленым змием, постепенно с течением времени запои становились все продолжительнее. В 1976 году писателя исключили из Союза журналистов СССР. Это привело к еще более сильному алкоголизму. Он честно пытался бороться с этой пагубной страстью, но она все чаще и чаще брала над ним верх. Он сам удивлялся тому, как же дошел до жизни такой: «Как же я из толстого пугливого мальчика, а затем романтически влюбленного юноши превратился в алкоголика и хулигана?» Алкогольная зависимость привела к хроническим болезням. В конце концов в 1990 году случился последний запой Довлатова. Из него он уже живым не вышел.