Пляски под дудку
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Василий Борисович, противостояние между Россией и Западом не ослабевает... У вас есть объяснение, почему сейчас такое злобное отношение к нашей стране?
Василий Ливанов: Я думаю, что на Западе всё неблагополучно с точки зрения нравственности. У них там мораль надломилась — это понятно по их поведению, отношению к миру... Запад с больной головы валит на здоровую. Вот и всё объяснение. Ищут виноватых — не в себе, а в других. Нашли богатую, сильную Россию — что, первый раз, что ли?.. Поэтому они и творят то, что называется современной политикой. Взять ситуацию с Паралимпиадой. Российскую сборную отстранили от участия, члена белорусской делегации, пронёсшего российский флаг, лишили аккредитации... У любого нормального человека может быть только одна точка зрения на этот счёт — это подлый поступок в отношении людей, не говоря о том, что это особенно низко по отношению к инвалидам. Такая всемирная подлость, вот как я это воспринимаю!
— Я на это очень надеюсь. Думаю, многие простые люди там с печалью наблюдают за тем, что происходит в отношениях Европы и России. У Европы сейчас нелёгкий период, она живёт не по своей воле, её заполоняют люди, которые никогда не примут европейского образа жизни. А мы — ближайшие соседи. Я уверен, что наступит время, когда Европа бросится нам в объятия.
Европейцам действительно сейчас очень плохо — они следуют указаниям США. Но не может великая древняя Европа плясать под дудку страны, которая по возрасту в сравнении с европейскими государствами младенец. Причём младенец очень капризный, испорченный. Испорченный вседозволенностью, тем, что очень многое сходит ему с рук. Посмотрите, сколько за последние десятилетия американцы затеяли войн! И все эти войны странам, где были развязаны военные действия, ничего, кроме горя, не принесли...
— ВЦИОМ провёл исследование, чего боятся наши граждане. Больше половины респондентов ответили: их страшит нападение другого государства. Люди хотели бы, чтобы накал в отношениях США и России спал. Как вы считаете, со Штатами возможно о чём-то договориться?
— Смотря о чём и как. Если мы смогли договориться с США о взаимодействии в Сирии, значит, заранее рассчитывали на то, что это удастся сделать. В США живут очень разные люди. Я уверен, что многие там не поддерживают официальную политику своей страны. Посмотрите на Трампа и на Клинтон — совершенно разное мировоззрение. Было бы большой ошибкой считать, что вся эта страна наш враг. Штаты неоднородны.
«Лучше помолчи!»
— Но у наших либералов другая точка зрения на этот счёт — Путина критикуют за излишне жёсткие методы управления страной.
— Ну, смотря какие либералы. Когда выступает политическая рухлядь, как Касьянов, это смешно просто. Да и когда другие Путина критикуют, что дельного и конструктивного они говорят? Критика должна быть во благо, тогда это критика. А иначе это просто хамство и больше ничего. Если человек ничего не может предложить, ему лучше помолчать.
— В последнее время много говорится о патриотическом воспитании, национальной идее, которая сделает нацию единой. Лично для вас что означает понятие «патриотизм»?
— А я вообще не могу понять, как его можно воспитывать! Патриотизм — это врождённая любовь к Родине. Ведь Родина — это наши родные. Эти слова один корень имеют. Родина — это твоя семья, твои мама, папа, твои близкие. И как их можно не любить? Это противоестественно.
— А разобщённость в стране как преодолеть? Каких принципов нужно придерживаться, чтобы нация стала единой?
— Каждый из нас, кто хочет оставаться нормальной личностью, хорошим человеком, знает, какова должна быть духовная основа... Всё это перечислено в Библии: не укради, не убий, не прелюбодействуй. Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе...
— Василий Борисович, за роль Шерлока Холмса королева Великобритании Елизавета II наградила вас одной из высших наград этой страны — вы почётный кавалер ордена Британской империи «за службу театру и изобразительному искусству». Когда получали орден, какие чувства испытывали?
— Гордость за наше искусство, за русскую актёрскую школу, которую я представляю.
Я всё-таки актёр в третьем поколении, несу нашу школу Станиславского в своих работах. И то, что она так высоко оценена страной Шекспира, конечно, было больше всего радостно...