Валюта, драка и убийство. Кто из советских артистов отсидел своё

Микаэл Таривердиев, Валентина Малявина, Владимир Долинский, Сергей Захаров, Эдуард Изотов. © / Коллаж АиФ

Поговорка про суму и тюрьму появилась давно, но была актуальна всегда, в том числе и в СССР. Касалась она и артистов, хотя и в те годы ходили байки про то, как их запросто опускали сотрудники ГАИ за мелкие и не очень прегрешения. Возможно, что-то такое и было, но если тот же артист совершал общественно опасное деяние, он обязательно попадал под опеку правоохранительных органов, а результат этого взаимодействия не всегда был в пользу известной персоны.

   
   

Микаэл Таривердиев — получил два года

История с известным композитором, автором музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», получила известность благодаря Эльдару Рязанову, который — вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским — использовал её при написания сценария фильма «Вокзал для двоих». Конечно, не в лоб — узнать Таривердиева в герое картины, пианисте Платоне Рябинине (его играл Олег Басилашвили) было очень тяжело, особенно тем, кто не был знаком с обстоятельствами дела, которое столичные милиционеры разбирали в конце 1960-х. Композитор — причем в состоянии алкогольного опьянения — сбил на Ленинградском проспекте Москвы юношу, а заодно едва не уехал с места происшествия. По слухам, погибший перебегал оживленную магистраль в неположенном месте. Следствие длилось два года, поэтому, когда суд приговорил Таривердиева к двум годам заключения, его освободили из-под стражи прямо в зале суда.

Есть и другая версия тех событий, которая почти соответствует сюжету «Вокзала...» — за рулем в момент смертельного ДТП находился не композитор, а его тогдашняя возлюбленная, актриса Людмила Максакова, но она эти слухи всегда опровергала. Следует отметить, что полученная судимость, пусть и с неотбытым сроком, на творческую судьбу Таривердиева не повлияла. И позже он работал с Лиозновой на «Мгновениях» и с Рязановым на «Иронии судьбы». Правда, рассказывали, что после выхода «Вокзала» композитор очень обиделся на режиссера.

Сергей Захаров — отсидел год

Звезда советской сцены начала 1970-х был солистом эстрадного оркестра под управлением Леонида Утёсова, лауреатом международных конкурсов «Золотой Орфей» и «Сопот», звездой музыкальной комедии Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки». Казалось, что певца и актера ожидает светлое будущее, но всё изменила пьяная драка, которую Захаров развязал, когда его с друзьями не пустил в Ленинградский мюзик-холл администратор. В принципе, за это артист мог бы отделать и легким испугом или, например, условным сроком, но во время следствия он совершил ещё одно правонарушение: пьяным вёл машину.

По совокупности суд приговорил его к году заключения; этот срок он отбыл от звонка до звонка в одной из колоний Ленинградской области. Сам Захаров признавался, что этот опыт пошел ему на пользу и помог избежать более серьезных последствий испытания славой. После освобождения он на большую сцену вернулся не сразу, несколько лет колесил по стране, выступая только в провинции, а к московским поклонникам вернулся лишь тогда, когда история с тюремным заключением основательно забылась. Умер Захаров в 2019 году на 69-м году жизни.

Валентина Малявина — 9 лет за убийство

Карьера этой актрисы в начале 1960-х развивалась достаточно стремительно — она окончила Щукинское училище, ещё будучи студенткой дебютировала в мелодраме «Первое свидание» и снялась у Андрея Тарковского в фильме «Иваново детство». В шестидесятые она вообще была востребована и в кино, и в Вахтанговском театре, и лишь избыточная влюбчивость помешала ей стать настоящей звездой. Она была замужем за актером Александром Збруевым и за режиссером Павлом Арсеновым, влюблялась в Тарковского и актера Александра Кайдановского...

В 1970-е она уже потеряла почти всё, а её новым избранником и гражданским мужем стал молодой актер Станислав Жданько. Трагедия случилась в 1978-м — Жданько погиб при странных обстоятельствах, поначалу его смерть списали на самоубийство, но в 1983-м дело открыли вновь, переквалифицировали, и Малявина отправилась за решетку на 9 лет за убийство. Отсидела, правда, лишь пять — вышла по амнистии к 70-летию Советской власти. Но полноценного возвращения в профессию не произошло. Она играла на сцене небольшого театра, чрезвычайно редко снималась в кино, потеряла зрение, жила в интернате для ветеранов, а умерла в 2021 году на 81-м году жизни. Свою вину в смерти Жданько Малявина отрицала до самой смерти.

Владимир Долинский — пять лет за валюту

Незаконные операции с иностранной валютой в 60-80-е годы пресекались советскими властями с особой жесткостью — можно, например, вспомнить дело валютчика Рокотова, которого расстреляли по спешно измененному закону. Впрочем, чаще всего пойманные с валютой граждане просто отправлялись за решетку. Так и случилось с актером театра и кино Владимиром Долинским (его тогда знали по «Кабачку «13 стульев»). В 1973-м его поймали с валютой и присудили пять лет за решеткой; вышел он раньше — благодаря ходатайству труппы Театра Сатиры, и с тех пор закон не нарушал, зато много и плодотворно снимался в кино. Так, он играл у Марка Захарова в «Обыкновенном чуде» и «Том самом Мюнхгаузене». В 1994-м Долинский стал заслуженным артистом России.

Эдуард Изотов — 3 года за обмен валюты

За валюту пострадал и актер, которого зрители помнили по главной роли в сказке Александра Роу «Морозко». В 1983 году его задержали вместе с женой Ириной Ладыженской за продажу иностранной валюты. Сумма была небольшая, за артиста ходатайствовали известные коллеги, так что получил он срок по нижней планке тогдашнего Уголовного кодекса — три года. Заключение на пользу актеру не пошло. В профессию он толком не вернулся, начались серьезные проблемы со здоровьем, которые особенно обострились в конце 1990-х... Изотов умер в 2003 году, в возрасте 66 лет, от пятого инсульта.