Валентин Гафт: самокритика никому не помешает

Валентин Гафт. © / Дмитрий Донской / РИА Новости

Всё ради любви

Ольга Шаблинская, «АиФ. Здоровье»: Валентин Иосифович, в одном из недавних интервью вы сказали: «Главное в жизни – это любовь. Это Божье звание – уметь любить». А в вашей жизни какую роль играет любовь?

   
   

Валентин Гафт: Я думаю, что в моей жизни любовь играет важную роль. Иначе ради чего всё? Человек не может без любви. Причём я имею в виду любовь в самом широком смысле слова. К женщине, к своей стране, к зрителю…

– Валентин Иосифович, а чувство влюблённости в жизни помогает играть любовь на сцене?

– Понимаете, театр – это игра, превращённая в жизнь. К сожалению, сегодня зачастую, когда говорят со сцены о любви, начинается перебор с эротическими вещами. Когда, вместо того чтобы сказать правду о любви, показывают правду общения двух полов. Я не против, но всё должно иметь смысл: ради чего всё? Противно, когда что-то делается просто ради эффекта, когда на глазах у публики просто снимаются штаны …

Это не значит, что надо запретить вообще это на сцене. Можно говорить на любые темы. Говори, но зритель должен слышать, как звучат твоё серд­це, твоя душа… Докажи, что имеешь на это право, основания чтобы у тебя были к этому. Тогда вздрогнут все.

– А должен ли театр отражать действительность?

– Играть в театре – не значит, что ты должен доносить буквально то, что происходит на улице. Должен быть художественный вымысел, который нас унесёт высоко, в красоту, в честность. Без этого нельзя.

   
   

Россия – уникальная!

– Кстати, а как изменилась публика за последние годы по сравнению с советскими временами?

– Народ России, я думаю, постоянный. Я не вижу большой разницы. Может быть, в тяжёлые времена, когда 90‑е начались, зрители чего не дожидались в газетах, хотели увидеть на сцене. Но это время уже прошло, эти все кусачие реплики в спектаклях, издевательство над своей страной, над её руководителями уже давно не в моде.

Публика в России замечательная! Особенно в провинции так называемой. Такое наслаждение с ними встречаться и играть для них! Понимаешь, что ты живёшь среди умных, интересующихся, замечательных людей…

И многие стремятся что-то хорошее для страны сделать. У кого-то любовь к Родине ближе, как говорится, к глазам и к горлу, у кого-то подальше. Но внутри есть. Например, ругает человек происходящее, но я знаю, он любит свою страну больше всех. А бывает, что хвалит больше всех, но я знаю: он равнодушный. 

Но у большинства в России патриотизм есть. Наша страна в случае беды может подняться так, что… Я верю в это. И неслучайно это говорю.

– Валентин Иосифович, вы сменили многие коллективы до «Современника», но прижились именно в этом театре. Что для вас значит это место?

– Да, я поработал в разных театрах. А «Современник» я полюбил. Здесь у меня кое-что получалось… Вот недавно у нас был сбор труппы, я рад был видеть всех наших артистов, Галину Борисовну Волчек. Главное, чтобы она была здорова, тогда будет этот театр ещё жить.

– Выходит, всё решает руководитель?

– Нет, не так. Не решает. При нём всё решается. Когда руководитель присутст­вует в коллективе, в стране, это сразу чувствуется. Это то, что нельзя объяснить. И если руководителя нет, это тоже сразу понятно…

Я видел великих…

– Вы сказали: «Здесь у меня кое-что получалось». Но вы – мэтр, легенда, признанный многими поколениями талант и в театре, и в кино. Почему вы такой самокритичный?

– Я боюсь быть несамокритичным. Потому что я очень много чего не умею. Я видел великих рядом с собой. Я не могу себя даже сравнивать с ними. Великие ушли. Мы сейчас вроде как за ними идём… Но таких артистов, как были раньше, уже нет. Они никогда не вернутся сюда…

Мы – другие. Такими не будем, как они, не станем. Потому что ушли величайшие Артисты, Художники, Люди. Ефремов, Евстигнеев, Щербаков, Даль, Козаков. Это исторические личности, они не только связаны с «Современником». Это история театра. Литературы. А Володя Высоцкий? Что вы, как рядом с ними можно к себе всерьёз относиться? Когда проходят вечера, посвящённые им, надо меньше всего думать про себя. Тебя выпустили, чтобы ты сказал о них, а не о себе. Даже если это история, которая происходила с тобой и этим человеком, надо понимать, что ты говоришь не о себе, какой я хороший, а, говоря о себе, говоришь про них…

– А вам не сложно живётся, будучи таким самоедом?

– Не знаю, жив пока…

– Но ведь сегодня очень моден тезис «люби себя». А вы, наоборот, почти в каждом интервью нещадно себя критикуете!

– И правильно делаю. Это не значит, что я вру. Я честно говорю. Меня это останавливает от глупости. Знаете, я вижу иногда спектакль, кино и задыхаюсь. Потому что нравится так… И я понимаю, что так сыграть я не смогу никогда…

– Какие недостатки вы бы хотели у себя исправить?

– Долго говорить. У меня хорошего на 10–15%. Но я хочу улучшиться, я стараюсь…