В кино — аристократ, в жизни — столяр. Что погубило Анатолия Ромашина

Анатолий Ромашин. © / www.globallookpress.com

Играя в кино аристократов, в жизни знаменитый артист Ромашин был, по его словам, крестьянином: он обожал землю, стройку, обустройство загородного хозяйства. К несчастью, именно это увлечение погубило его на 70-м году жизни.  

   
   

Царя отправили на полку

Анатолий Ромашин («Успех», «Борис Годунов», «Чичерин», «Десять негритят», «Благородный разбойник Владимир Дубровский», «Этюды о Врубеле») родился 1 января 1931 года в Ленинграде. Его фильмография насчитывает более 110 работ. Несмотря на простое происхождение (отец был рабочим, а мать, эстонка по национальности, служила горничной) Ромашин обладал «холеной» внешностью, благодаря которой режиссёры наперебой предлагали ему роли интеллигентов: профессоров, учёных, врачей, военных высших чинов. А ещё — князей и даже царей. В последней картине Сергея Бондарчука «Борис Годунов» Анатолий Владимирович перевоплотился в будущего царя Василия Шуйского.

«Борис Годунов», 1986 год.   Кадр из фильма

Мало кому из артистов дважды довелось сыграть Николая II, а Ромашин его исполнил в картине Элема Климова «Агония» и советско-финской исторической драме режиссёра Сергея Колосова «Свеаборг».

Роль царя в «Агонии», по признанию киносообщества, стала одной из сильнейших работ Ромашина. Артист играл Николая с сочувствием, создав, как написал один из критиков, «гуманистический образ последнего русского царя». Именно поэтому чиновники от кино надолго отправили картину на полку. Фильм был завершён ещё в 1974 году, но в прокат «Агонию» выпустили только через 10 с лишним лет.

«Агония», 1975-1981 гг. Фото: Кадр из фильма

А вот в жизни знаменитый актёр был, по воспоминаниям тех, кто близко знал Ромашина, человеком в хорошем смысле приземлённым: купив в подмосковном Пушкине земельный участок, сам сделал проект дома, собственноручно выстругал мебель, построив даже сцену, где ставил этюды со своими студентами (профессор Ромашин много лет руководил мастерской на актёрском факультете ВГИКа). Как сказал в одном интервью Дмитрий Певцов, внешность у Анатолия Владимировича была аристократическая, а вот руки — крестьянские.

Ангел и гречневая каша

С любовью всей своей жизни — своей последней женой Юлией — артист сошёлся тоже, как он сам шутил, «на бытовой почве». Пара познакомилась на Украине в 1989 году во время съемок фильма «Этюды о Врубеле», где Анатолий Владимирович играл Адриана Прахова — знаменитого мецената, историка искусства, археолога. По признанию актёра, он прилетел на съемки усталый и голодный, никому до него дела не было. И тут к нему пришёл ангел в прямом смысле слова. Правда, с фанерными крыльями. В картине о знаменитом художнике 18-летняя студентка Киевского театрального училища Юля Иванова играла Агнца Божьего и бродила в перерыве между съемками в своем костюме. Девушка спросила, почему известный артист так печален. «Есть хочу», — ответил он. «Пойдемте, я вас накормлю гречневой кашей», — ответил ангел. Ромашин позже рассказывал, что сразу понял: «Юлечка — светлый и чистый, для современности необыкновенный человек». У Юлии действительно оказался ангельский характер: она сумела найти общий язык со всем близким окружением своего любимого, включая его бывших жен и тёщ и двух дочерей Татьяну и Марию.

Разница в возрасте Ромашина и Ивановой составляла более 40 лет, поэтому отношения пара долгое время не афишировала, опасаясь пересудов. Когда же они наконец обнародовали свои отношения, действительно пополз шлейф сплетен, неприятных разговоров о корысти молодой актрисы, неравном браке. Пересуды прекратились только после того, как супруги повенчались и у Ромашиных родился сын. Анатолию Владимировичу на тот момент было 66. Крестным отцом Димы стал легендарный виолончелист Мстислав Ростропович.

   
   

Юлия Ромашина. Судьба https://t.co/49305evcKO pic.twitter.com/00y87VljA4

— 7 Дней (@7days_ru) May 21, 2018

Как рассказывала Юлия, «Толя был очень романтичным, талантливым человеком и благороднейшим мужем», «никогда не давил» на неё. В характере актёра, по словам актрисы, «совершенно не было эгоизма, что редко встречается у мужчин». «При этом он мог запросто забыть меня на трассе под дождём в Подмосковье, просто взять и уехать, задумавшись о своем», — вспоминала она. Сначала она его ждала на дороге, а потом, вся до нитки промокшая, решила добираться самостоятельно на автобусе. Дома её с нетерпением ждал муж с сыном на руках. «Это потом было поводом для семейного юмора и шуток друзей», — рассказывала она.  

Ромашин сына любил безумно. По признанию актёра в передаче «Женский взгляд Оксаны Пушкиной» в 1999 году, «если бы были талоны на жизнь», он бы с радостью поменял несколько лет жизни «на пару секунд», «чтобы лет через десять-двадцать посмотреть, как здесь Дима и Юля».

Но, по признанию Юлии, даже их пару не обошёл кризис, встал вопрос о разводе. «Но мы не смогли, оба не смогли», — рассказывала женщина в интервью.

Ромашин погиб, когда ему было 69. Он пытался спилить старую сосну на даче. Дерево упало прямо на него, актер умер на месте. Но несчастья семьи на этом не кончились. Через полгода дача сгорела.

Юлия спустя несколько лет после смерти Анатолия Владимировича вышла замуж за режиссёра Вадима Дубровицкого, родила от него сына Даниила. Сегодня она в разводе, играет в кино, театре. В Московском государственном «Театре Луны», где служил знаменитый артист в последние годы, в память о нём была учреждена ежегодная внутритеатральная премия «Ромашка», лауреаты которой определяются по итогам зрительского голосования в двух номинациях: «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль». Дмитрий Ромашин — студент МГИМО, ранее он учился в Великобритании.