Устал от Джамайки. Робертино Лоретти завершает карьеру

Итальянский певец Робертино Лоретти на репетиции перед началом концерта в Московском Доме Музыки. © / Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

«Соловеистый пацан»

До какого-то момента биография итальянского певца Робертино Лоретти известна всем. На самом деле он, конечно, Роберто — обычное для Италии имя, которое и дали родители своему сыну, родившемуся вскоре после войны, в 1946 году. А Робертино — это уменьшительно-ласкательная форма, а позже и сценический псевдоним, который юному исполнителю пришлось выбирать очень рано.

   
   

Впрочем, он и пел с раннего детства — вместо нормального образования зарабатывал пением деньги для своей большой семьи. Даже снимался в кино — но в настолько эпизодических ролях, что портал Imdb о них не знает. В шесть лет его взяли в церковный хор, где он немного обучился правильному исполнению, а заодно познакомился с папой Римским — тот отметил необычайные вокальные данные молодого солиста и познакомился с ним лично. Правда, эта встреча переломной в жизни Робертино не стала. Успех пришел к нему в 13 лет, когда его пение услышал телевизионный продюсер из Дании Вольмер Серенсен.

Буквально за неделю все изменилось. Робертино с отцом прилетели в Копенгаген, он принял участие в своем первом телешоу, тут же был подписан контракт со звукозаписывающей компанией Triola Records, выпущены два сингла — на одном из них была песня «’O sole mio», которые стали необычайно популярны в Северной Европе. Затем события сменяли друг друга с какой-то умопомрачающей быстротой: успешные гастроли в США, выступление в нью-йоркском Карнеги-Холле, признание на родине, в Италии, и контракт с итальянским лейблом Carosello, запись знаменитой песни «Jamaica», до конца жизни оставшейся визитной карточкой певца.

Назад в СССР

Сложно сказать, каким образом музыкальное начальство Страны Советов отбирало композиции западных певцов, но Робертино Лоретти сразу попал в категорию «надежных». Не исключено, что на решение идеологов развитого социализма повлияло то, что его отец был коммунистом. Но в любом случае — уже в 1962-м в СССР были изданы первые миньоны (на 78 оборотов) юного итальянца, а к 1963-му его советская дискография была едва ли не внушительней западной (это преувеличение, разумеется, но не слишком большое). Правда, что удивительно, это тоже пошло на увеличение популярности Лоретти на Западе — особенно после того, как Валентина Терешкова попросила поставить его песню, дабы развеять гнетущую тишину космоса.

В принципе, понятно, почему продюсеры юного исполнителя торопились. Чудесному голосу Лоретти было отведено не слишком много времени. Робертино еще успел принять участие в фестивале в Сан-Ремо в 1964-м, где дошел до финала, еще в нескольких конкурсах, но потом его голос начал ломаться, а в конечном итоге сменился на тенор-баритон. Певец продолжал выступать всю жизнь, но прежнего вау-эффекта уже не было. Хотя ту же «Ямайку» он пел всегда.

«Помню, слушал на рассвете»

Робертино Лоретти хорошо принимали и без его детского дисканта. Он выступал в Америке, в Европе, в СССР и потом в странах, появившихся на его месте. Дружил с Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской. Поэт Евгений Евтушенко даже написал поэму, названную его именем — она, правда, совсем не лестная для Лоретти: в 60-х Евтушенко оказался на китобойном судне, экипаж которого приманивал добычу как раз песней знаменитого итальянца.

«Невеселая картина...
У меня кромешный стыд,
что Лоретти Робертино
мне мой выстрел не простит»
, — с горечью писал поэт сорок лет спустя.

   
   

Сложно сказать, как он сам отнесся к такому использованию своего творчества. Но его отношение к СССР лучше всего характеризует тот факт, что о завершении своей 58-летней карьеры Робертино Лоретти объявил на международном фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске. Певцу сейчас 71 год, он признался, что устал, а здоровье стало подводить. Он пообещал провести прощальный тур, а потом заняться чем-нибудь, что не требует выхода на сцену — музыкальным продюсированием и присмотром за собственным бизнесом.