Ушли один за другим. Трагедия звезды советского кино Афанасия Кочеткова

Афанасий Кочетков. © / www.globallookpress.com

В начале марта исполняется 90 лет со дня рождения советского и российского актера Афанасия Кочеткова, на счету которого более 100 ролей в кино. У Афанасия Ивановича был мощный актерский дар. Увидев однажды Кочеткова на экране, его уже трудно было забыть. Однако часто талантливого артиста вспоминают не в связи с ролями, а из-за громкой загадочной истории, связанной с его кончиной.

   
   

Родственники и коллеги забили тревогу

В июне 2004 г. об исчезновении в Москве известного актера рассказали по телевидению с формулировкой «вышел на улицу и пропал». Случилось это всего спустя несколько месяцев после скоропостижной смерти дочери Афанасия Ивановича, 43-летней Ольги Кочетковой. Ольга была единственным ребенком артиста. А за три года до этого семья похоронила супругу Афанасия Ивановича, маму Ольги, режиссера Искру Бабич, автора культового советского фильма «Мужики», который в 1982 г. был признан лучшим фильмом в стране.

Афанасий Кочетков в фильме «Екатерина Воронина», 1957 год. Фото: Кадр из фильма

Афанасий Иванович был найден спустя неделю после исчезновения с травмой головы. Выяснилось, что в день исчезновения ему стало плохо прямо на улице. Прохожие вызвали скорую. Врачи приехали, однако Кочетков от госпитализации якобы отказался. До дома он так и не дошел. Тогда-то родственники и коллеги и забили тревогу. Новость облетела СМИ. И лишь спустя почти неделю в милицию поступил звонок: мол, человека, похожего на Кочеткова, видели в московском районе Люблино. Выехавшие туда стражи порядка обнаружили актера — живого, но исхудавшего, в грязной одежде и с травмой головы. Мужчина лежал без сознания на газоне. Где он провел эти дни, так и осталось неизвестным. И почему он оказался на окраине Москвы? Ведь пропал артист в центре столицы. Ответы так и не были найдены. В больнице артист скончался.

Череда этих событий болью в сердце отозвалась у тех, кто помнил и любил артиста за его роли в кино и на театральной сцене. В советском кино Кочетков играл разведчиков, милиционеров, рабочих. В шести картинах исполнил роль писателя Максима Горького. Он сыграл Герасима в первой экранизации тургеневского рассказа «Му-му». В 1968 г. на ТВ был показан один из первых советских сериалов «Угрюм-река», где Кочетков исполнил главную роль. За драматическими переплетениями сюжета тогда следила вся страна. Кочеткова и до этого узнавали на улице, а после «Угрюм-реки» его слава стала всенародной.

На съемках художественного фильма «Сквозь ледяную мглу» режиссера и оператора Аркадия Николаевича Кольцатого. В роли В. И. Ленина — артист Юрий Каюров, в роли Максима Горького — Афанасий Кочетков. Киностудия «Мосфильм». 1965 год. Фото: РИА Новости/ В. Бондаревская

Из геологов — в артисты

А ведь изначально Афанасий не планировал становиться артистом. После школьной скамьи выбрал профессию геолога. Но во время учебы в университете творческая натура дала о себе знать: юноша с удовольствием играл в студенческом театре. Там молодого человека заметил Дмитрий Журавлев, известный чтец-исполнитель, и посоветовал заняться театром профессионально. Получив диплом геолога, Кочетков подал документы в театральное училище им. Щепкина при Малом театре. Прошел творческий конкурс. Мог бы и дальше сдавать экзамены, если бы не одно «но». По советским законам ему как молодому специалисту полагалось в обязательном порядке отработать три года по специальности. На помощь пришла Вера Николаевна Пашенная, знаменитая актриса Малого театра, разглядевшая в абитуриенте Кочеткове талант. Хлопоты Пашенной помогли: Кочеткова освободили от обязательной отработки. Он успешно сдал вступительные экзамены. Закончил учебу в 1956 г. и был зачислен в труппу Театра-студии киноактера. Высокого — почти под два метра — красавца-актера режиссеры заметили уже в училище. Первые кинороли он сыграл, еще будучи студентом. В год Кочетков снимался в нескольких картинах. И так на протяжении 30 лет.

В 1960 г. Кочетков сыграл роль молодого вдовца с двумя детьми в фильме «Первое свидание», дебютной картине своей супруги, режиссера Искры Бабич. В дальнейшем в историю отечественного кинематографа Искра Леонидовна войдет прежде всего как автор легендарного фильма «Мужики», который в год выхода (1982 г.) стал лидером кинопроката. Рассказывают, что по личной просьбе Леонида Брежнева эту картину 13 раз показывали в Кремле. Искру Леонидовну в буквальном смысле завалили письмами благодарности, которые шли со всей страны. Множество семей «Мужики» спасли от развода. Искра Леонидовна дала супругу роль в эпизоде, и всё равно персонаж Кочеткова, появившийся в конце картины, не стал проходным. Их дочь Ольга также выбрала актерскую стезю. Окончила ГИТИС. Сыграла главную роль в фильме Искры Бабич «Прости меня, Алеша!» (1983 г.). Ольга была не только актрисой. Она писала стихи, пела в жанре этно-рок, была лидером группы «Ю».

«Мужики!..», 1981 год. Фото: Кадр из фильма

Был замкнутым человеком

Девяностые годы непросто дались семье. У Бабич диагностировали рак поджелудочной железы. С болезнью режиссер боролась много лет. На весну и лето Искра Леонидовна предпочитала покидать Москву. Уезжала в деревню Поплевино в Рязанской области. Жила здесь в деревенском доме. Топила печку, за водой ходила к колодцу. Здесь ее навещали Афанасий и Ольга. У Афанасия Ивановича были золотые руки. Он не чурался сельской жизни, ведь вырос в многодетной крестьянской семье. Отец артиста Иван Васильевич погиб на войне. Похоронка пришла в 1942 г. Воевали на фронте и два старших брата и старшая сестра Афанасия. Могилу отца дети разыскали под Старой Руссой много лет спустя после Победы. Старший брат артиста Виктор, вернувшись с фронта, стал известным поэтом.

   
   

По воспоминаниям знакомых, Кочетков был довольно замкнутым человеком. Очень любил театр. Последние четверть века служил в Малом театре. Диапазон ролей, сыгранных им на сцене, был огромен: от комедийных персонажей, таких, как Городничий в «Ревизоре» или Громилов в «Талантах и поклонниках», до трагических — образы Кента в «Короле Лире», Тесея в «Федре». А в «Недоросле» так играл Стародума, что школьники, преимущественно посещавшие этот спектакль, выстраивались гуськом у сцены с букетами, чтобы именно Кочеткову вручить цветы. Он играл Ванюшина в «Детях Ванюшина», исполнял роль Старика в «Русских людях», Морозова в «Князе Серебряном», Василия Шуйского в «Царе Федоре Иоанновиче». Свободолюбивого Перейденова в «Холопах» по пьесе Петра Гнедича. Этот спектакль, к счастью, был записан на пленку. Его можно найти в интернете. Как, впрочем, и ряд других спектаклей с участием Кочеткова.

Собственно, театр и был тем смыслом жизни, который держал Кочеткова на плаву, помогал ему справиться с утратой близких людей. На сцену он выходил вплоть до последних дней. Племянница, которая разговаривала по телефону с Афанасием Ивановичем накануне исчезновения, говорила, что он рассказывал о грядущем новом спектакле, о будущих съемках. Все перечеркнула трагедия, об обстоятельствах которой сам актер уже не смог рассказать. Теперь за него и о нем рассказывают его роли.