Универсальный киборг. Вертушка, фильмы и шпагат Жан-Клода Ван Дамма

Жан-Клод Ван Дамм. 2020 г. © / www.globallookpress.com

Восьмидесятые годы прошлого века запомнились не только геополитическими потрясениями, но и заполонившими кинотеатры (или видеосалоны, как было в СССР) боевиками. Качество у этих боевиков было самое различное, основную массу составляли так называемые фильмы категории «Б», в которых появлялись свои звезды, которые могли стать и звездами в картинах категории «А». Например, такой путь прошел Арнольд Шварценеггер  австрийский бодибилдер, сумевший завоевать Америку. Впрочем, Шварценеггер вообще стоит особняком — он умел выбирать проекты, которые могли выстрелить; правда, к концу 90-е даже это чутье не помогло бывшему Терминатору и Командо, но это совсем другая история.

   
   

По следам Шварценеггера двигались многие. Кто-то, правда, начинал сразу в США (как Чак Норрис), а кому-то пришлось тоже ехать в Голливуд из Европы. Таким мигрантом был бельгиец Жан-Клод Ван Дамм (это псевдоним, настоящее имя его чуть более длинное  Жан-Клод Камиль Франсуа Ван Варенберг). Он родился 18 октября 1960 года под Брюсселем, занимался бодибилдингом и боевыми искусствами, побеждал на различных соревнованиях и даже немного снимался в кино. Ну а в 80-е он отправился покорять Америку. Правда, получилось у него не совсем так, как у Шварценеггера  Ван Дамм, по сути, шел по проложенной тем дороге, не пытаясь выйти за рамки навязанного ему образа.

«Не отступать и не сдаваться», 1986 год

Первая большая роль Ван Дамма после череды небольших (в некоторых фильмах его даже не указывали в титрах) была ролью злодея. Он играл русского (видимо, были проблемы с акцентом) каратиста Ивана Крашинского, которого наняли бандиты, чтобы наказать отца главного героя  владельца школы боевых искусств. Фильм был посвящен памяти Брюса Ли, в прокате собрал немного (около $5 млн), а Ван Дамм получил за него целых 250 долларов. В СССР этот фильм шел, можно сказать, широким прокатом в пиратских видеосалонах — уже к началу 90-х зрители охотно шли на «кино с Ван Даммом».

«Киборг», 1989 год

«Не отступать и не сдаваться» наследовал сразу многим фильмам  тут и «Рокки», и «Малыш-каратист». «Киборг» тоже глубоко вторичен, при желании в нем можно найти следы «Безумного Макса», «Робокопа» или даже «Терминатора». Впрочем, культовым этот фильм назвать сложно, сборы у него тоже были так себе (около $10 млн), хотя пару сиквелов режиссер Альберт Пьюн всё же снял, но уже без Ван Дамма (правда, во второй части в 1993-м снялась начинающая актриса Анджелина Джоли). Любопытно, что и у «Не отступать и не сдаваться» тоже были продолжения  и тоже без бельгийского актера (хотя в одном из этих сиквелов снялась Синтия Ротрок).

«Универсальный солдат», 1992 год

Но своя собственная франшиза у Ван Дамма всё же имеется. Фильм поставил Роланд Эммерих, у которого все блокбастеры про катастрофы были впереди, но имелся определенный опыт обращения с фантастикой («Луна-44»). Речь в фильме шла об экспериментальном превращении убитых солдат во всемогущих киборгов. Сочетание в целом оригинального сюжета, боевых искусств в исполнении Ван Дамма и Дольфа Лундгрена и режиссуры Эммериха позволили получить весьма удачный фантастический боевик класса «А», который выделялся на общем фоне и потому очень неплохо заработал в прокате (выручка составила $80 млн  вчетверо больше затрат).

Для Ван Дамма этот успех означал переход в другую актерскую лигу  он уже и так был известен после «Кровавого спорта», «Киборга» и «Самоволки», а после «Универсального солдата» его начали приглашать в серьезные боевики вроде «Трудной мишени», «Некуда бежать» или «Патруля времени». Правда, уже к концу 90-х боевики, в которых блистали Шварценеггер и Ван Дамм, вышли из моды. И уже в 1999-м выходит «Универсальный солдат 2»  впрочем, без Эммериха эта затея была обречена на провал. Ван Дамм не сдался  еще через десять лет он снялся в третьей части, а потом и в четвертой, но с каждым разом эта затея вызывала все меньше энтузиазма у зрителей.

«Ж. К. В. Д.», 2008 год

Жан-Клод Ван Дамм в первую очередь характерный актер, который выбился в первые ряды через плотную толпу коллег по жанру. У него не случились ни «Конан-варвар», ни «Терминатор», зато он стал основателем собственного направления  «боевики с Ван Даммом»; нечто похожее случилось когда-то давно с Брюсом Ли, но тот умер на взлете и стал легендой. Ван Дамм после падения интереса к боевикам просто работал  снимался в каких-то фильмах, которые шли прямиком на видеокассеты (или ДВД), и особо не переживал. Во всяком случае, внешне. У него была определенная ирония по отношению к себе, которую он выплеснул в псевдобиографическом трагикомедии французского режиссёра Мабрука Эль Мекри, названной по первым буквам псевдонима актера, сыгравшего в картине самого себя, но вымышленного. Известный американский кинокритик Роджер Эберт назвал Ван Дамма в этом фильме «почти миловидным дикарем» и добавил, что тот говорил о себе такие плохие вещи, которое многие критики хотели бы сказать, но не решались. «Ж. К. В. Д.», кстати, был одним из немногих фильмов с Ван Даммом, которые заслужили «свежий» статус на агрегаторе рецензий Rotten Tomatos; другими были «Кунг-фу панда» (он там озвучил мастера Крока) и «Неудержимые 2» Сильвестра Сталлоне.

   
   

Шпагат на грузовиках

Ван Дамм редко поражал зрителей своей актерской игрой  собственно, он сделал это только в «Ж. К. В. Д.» (один из критиков даже дал ему второе место за 2008 год после Хита Леджера, сыгравшего Джокера в «Темном рыцаре). Зато фанаты актера хорошо помнили его мастерство в боевых искусствах, его «вертушки» и пластичность (в юности Ван Дамм занимался балетом). А способность актера садиться на шпагат несколько лет назад была изобретательно использована в рекламе грузовиков Volvo.

Реклама быстро стала вирусной, пользователи сети пересылали ролик друг другу, чтобы показать, как 52-летний Ван Дамм садится на шпагат между двух едущих на скорости грузовиков. Фильмам с его участием это не особо помогло. Хотя на что можно рассчитывать, запуская в 2016-м сиквел «Кикбоксера», вышедшего в 1989-м? Но забавно, что те же пользователи Сети, которые восхищались формой Ван Дамма в рекламе грузовиков, с той же непосредственностью радовались ролику, авторы которого напомнили о ещё одном герое боевиков 80-х — Чаке Норрисе, который делает всё то же самое (то есть садится на шпагат), только между двумя самолетами и с елкой из солдат на своей знаменитой шляпе.