Ультиматум Херманиса. Почему режиссер-русофоб ополчился на власти Латвии

Режиссер Алвис Херманис. © / Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

Латвийский режиссер Алвис Херманис, известный своими громкими русофобскими высказываниями, угрожает правительству. Правда, на сей раз речь идет не о властях России, а о его родной Латвии.

   
   

«JRT объявляет бессрочную забастовку»

«Ремонт дома JRT на улице Лачплеша продолжается уже пять лет и снова застрял, — заявил режиссер. — Срок завершения работ снова неизвестен, и уже идут разговоры о разрыве договора между заказчиком работ (Valsts Nekustamie īpašumi) и строителями (Skonto). Это, в свою очередь, означало бы отсрочку окончания ремонта еще на два-три года. Если бы строители получили нужную сумму сейчас, то они бы гарантировали завершение работ к сентябрю.

Решить эту ситуацию могут только заказчики проекта — государственные служащие, которые подчиняются министру финансов, который, в свою очередь, подчиняется премьер-министру (оба из партии единства государственных служащих Vienotība)».

По словам Херманиса, последняя премьера в здании Табачной фабрики, где Новый Рижский театр располагается все последние годы, состоится 28 февраля. Ставить в дальнейшем новые спектакли на этой сцене режиссер более не намерен: «Если для государства это бессрочный проект, то JRT объявляет бессрочную забастовку».

Уходи, дверь закрой...

Российская публика знает Херманиса по работе в России, где он в 2008 году поставил спектакль «Рассказы Шукшина» в Государственном театре наций. В 2014 году режиссер был внесен в список лиц, которым въезд в Россию был закрыт сроком на пять лет. Происходило это после «Крымской весны» и введения официальной Ригой списков российских деятелей культуры, которым закрыт въезд в Латвию.

Представители российской богемы были убеждены, что меры в отношении Херманиса приняли несправедливо, а сам режиссер комментировал решение так: «Я никогда и предположить не мог, что меня когда-нибудь “запишут” в русофобы. Я не думаю, что в мире где-то есть еще один театральный режиссер, который поставил как минимум столько же спектаклей по произведениям русских авторов в театре: от Гончарова и Пушкина — до Шукшина, Татьяны Толстой и Сорокина.

Сейчас в Риге я начал репетировать “Двенадцать стульев” Ильфа и Петрова. Мы уже второй день репетируем.

   
   

Но цели связать эту постановку с политикой у меня нет. Я просто не тот человек. Я не занимаюсь политическим театром, не ставлю перед спектаклями задачу стать высказыванием, отражением позиции».

На самом деле в «черный список» МИД России Херманис попал отнюдь не просто так. Он, например, называл «предателями» тех латышей, который поддерживали идею предоставления русскому языку статуса второго государственного. Женщин, которые в Латвии голосуют за русских политиков, Херманис называл «проститутками». И вообще, чтобы окончательно отсечь «некоренное население» от выборов, режиссер настаивал на введении избирательного ценза.

Опять позвали на «Горбачева»

Несмотря на все это, в 2019 году Херманис вновь объявился в России. Все в том же Театре наций он занялся постановкой спектакля «Горбачев». Как утверждают информированные источники, понять и простить Херманиса просил худрук театра Евгений Миронов.

Евгений Миронов и Алвис Херманис получают премию за спектакль «Рассказы Шукшина» в номинации «Лучший спектакль в драме. Большая форма». 2010 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Находясь в России и очень неплохо зарабатывая тут, Херманис несколько притушил фитиль русофобии. Но в 2022 году он вывернул его на полную катушку.

И чем дальше, тем большую ахинею нес творец. И речь не только о требованиях отмены всего русского. Например, в мае 2022 года он выдавал вот такое: «Я только что разговаривал с московским режиссером, который сейчас уехал из страны. Он говорит, что в его театре (типичный государственный театр с 90 актерами в труппе) сторонники и противники Путина делятся следующим образом: те, кто играет главные роли, против путинской войны и те, кто годами играет маленькие роли, с энтузиазмом поддерживают происходящее... Другие мои источники подтверждают, что точно так же распределяются актеры и в других театрах Москвы. Исключения очень редки. Это говорит лишь о том, что мы наблюдаем фестиваль обиженных неудачников».

«Элементарная вежливость к стране»

А в самой Латвии Херманис атаковал журналистов признанного иноагентом телеканала «Дождь»: «Месяц назад меня тоже порадовало, что tv.rain переехал в Латвию. Всем рекомендую посмотреть сегодняшнее интервью, в котором журналистка Котрикадзе беседует с мэром Риги. Это уже не журналистика, а жестокая политическая манипуляция, которая абсолютно не в интересах Латвии. Я уже не говорю об элементарной вежливости по отношению к стране, которая приютила их. Это уже очень опасно. Создается впечатление, что их цель — разрушить нашу страну изнутри. Возможно, они делают это неосознанно, и это тот же старый русский шовинизм. Но это не меняет результата. Я настоятельно рекомендую латвийским органам безопасности отменить все разрешения на их работу и пребывание здесь. И чем раньше, тем лучше». 

Самое интересное, что сказал это режиссер еще до громкой истории, после которой Латвия отобрала у «Дождя» право на вещание. Так что Херманис опередил время. 

Кстати, уезжая из России, Херманис прихватил с собой «беженку» — Чулпан Хаматова, которой стала не мила родная страна, осела в Новом Рижском театре.

Но чем же режиссеру не угодило родное правительство?

Алвис Херманис с 1997 года возглавляет Новый Рижский театр, основанный в 1992 году. Базировался театр в историческом здании в столице Латвии, где различные труппы выступали более века. Например, театр «Дайлес» находился там полвека, пока для него в советские годы не было построено новое помещение. Затем историческая сцена перешла к Театру юного зрителя Латвийской ССР, упраздненному после приобретения Латвией независимости. Имущество ТЮЗа и перешло к Новому Рижскому театру. 

Реконструкция по-латышски: трещины в стенах и иски в судах

Вопрос о необходимости реконструкции в историческом здании стоял очень давно, но до его практической реализации дело дошло только в 2018 году. Предварительно под нужды коллектива переоборудовали бывшие помещения Табачной фабрики, где Новый Рижский театр функционирует уже пятый год.

Изначально предполагалось, что реконструкция займет не более двух лет. На практике вышло иначе. Уже в начале 2019 года встали на дыбы жители соседних домов — в результате ведения работ по реконструкции театра их собственные жилища пошли трещинами. Работы были приостановлены, и впоследствии выяснилось, что повреждения связаны с ошибками в проекте и нарушениями в технологии. В итоге строителям пришлось урегулировать конфликт с пострадавшими.

Летом 2019 года заказчик — госпредприятие Valsts nekustamie īpašumi (VNĪ) — объявил о расторжении договора с фирмой-подрядчиком. Обвиняя друг друга во всех смертных грехах, стороны отправились в суд, а реконструкция окончательно застопорилась.

Мало миллионов, мало-мало миллионов...

Возобновились работы только к осени 2020 года. Новый подрядчик, урвавший «сладкий» контракт почти на 30 млн евро, обещал, что театр заработает на новом месте не позднее осени 2022 года. Как видим, снова не срослось. 

Из сумбурных высказываний Херманиса можно сделать следующие выводы — во-первых, заказчик и исполнитель работ снова скандалят; во-вторых, несмотря на то, что цена проекта за прошедшие годы от изначальной выросла на 10 млн евро, средств на завершение реконструкции все равно не хватает; в-третьих, даже если деньги найдутся, то строители обещают завершить работы не ранее будущей осени, что на год позже последних установленных сроков и на три — от первоначальных.

И это еще никто пока даже не заикается о качестве проведенных работ, хотя после истории с трещинами в стенах соседних домов никаким сюрпризам удивляться не стоит.

Господин Херманис в роли лондонской путаны

Новый Рижский театр, как бы это странно ни звучало для государства — члена Евросоюза, фактически является бюджетной организацией. Херманис полностью зависим от щедрости правительства, а меценатов, желающих помочь учреждению, на горизонте не наблюдается.

Поэтому поездки в Россию для режиссера в свое время были настоящей отдушиной — по сравнению с Латвией там его принимали как небожителя, щедро отсыпая финансовых средств, каковых в родной Риге он и близко не видел.