«Ты просто космос, Стас!» Намину — 70

Художник и музыкант Стас Намин. © / Евгений Одиноков / РИА Новости

8 ноября отмечает 70-летие Анастас Микоян, он же Стас Намин, чьей биографии хватило бы на несколько жизней. Трудно даже назвать сферу, в которой бы не проявил себя внук и тёзка члена Политбюро ЦК КПСС.

   
   

Музыкант и создатель группы «Цветы», чей первый альбом, выпущенный в 1973 году, разошёлся тиражом в 7 млн экземпляров. Продюсер, одним из первых в СССР в конце 1980-х организовавший свой продюсерский центр, на базе которого были созданы журнал «Стас», радиостанция SNC, а затем и полноценный музыкальный театр. Именно Намин организовал в 1989 году легендарный Московский международный рок-фестиваль мира в «Лужниках» с участием таких групп, как Bon Jovi, Mötley Crüe, Ozzy Osbourne, Scorpions, Cinderella, Skid Row. Впервые в СССР приехали рок-музыканты такого уровня. Сам факт проведения в «цитадели социализма» такого мероприятия свидетельствовал о свободах и падении железного занавеса, за которым долгие годы жил СССР. Наряду с западными звездами в фестивале приняла участие и созданная Наминым «на экспорт» группа «Парк Горького», доказавшая, что и в СССР умеют играть рок мирового уровня. Помимо прочего, Намин является фотографом и художником, написавшим более 200 полотен, а также профессиональным путешественником, объехавшим чуть ли не весь мир (в 1997 году он совершил кругосветное путешествие вместе с Туром Хейердалом и Юрием Сенкевичем).  

«Моя семейная фамилия — Микоян — ассоциировалась в советские времена с совершенно другой деятельностью, т. к. вся моя семья — и дед, и отец, и дяди — занимались совсем другими делами, — признавался «АиФ» Намин. — Дед был политическим деятелем в СССР в период от Ильича Ленина до Ильича Брежнева и известен не только тем, что создал пищевую промышленность в стране, но и занимался в том числе ленд-лизом и обеспечением тыла во время войны.

Ни мне, ни другим родственникам Микояна действительно ничего не досталось, т. к. наследства вообще не было. Сейчас трудно представить, но мой дед, будучи более полувека в высшем руководстве государства, не имел личной недвижимости, счетов в банках или каких-либо других материальных ценностей. Он был государственным деятелем в классическом понимании этого слова и при всей его любви к семье реально посвятил свою жизнь стране. Для многих сегодня это, может быть, звучит глупо и наивно, но так он жил с самого детства и таким ушёл из жизни: честным и благородным. Когда Микоян начинал, именно коммунизм был альтернативой несправедливости».

Анастас Микоян-старший получил известность и уважение во всем мире после того, как сумел «разрулить» Карибский кризис между Кастро, Кеннеди и Хрущевым в 1962 году, предотвратив тем самым Третью мировую войну.

«Мои дяди и отец были военными летчиками, прошедшими войну, — говорит Намин. — Мой двоюродный дед — авиаконструктор, создававший самолеты МиГ. Поэтому естественно, что в своей музыкальной карьере я решил взять псевдоним, не имеющий отношения ко всему этому.

Имя моей мамы — Нами, поэтому псевдоним Намин означает просто, что я мамин. Но псевдоним действовал только в творческой деятельности, в паспорте я фамилию не менял, т. к. не собирался быть музыкантом в жизни».

   
   
Семья Анастаса Микояна в 1960-х годах. Слева от деда в свитере — Стас Намин, Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на то, что Намин родился в Москве в номенклатурной семье, всё его детство до развода родителей прошло в военных городках и гарнизонах, где отец, военный летчик, служил. По словам Намина, он рос хулиганистым ребёнком. Когда отец служил в Германии, Стас вместе с другими ребятами бегал на полигон собирать нерасстрелянные боевые снаряды. Это было очень опасной забавой с риском для жизни. Однажды отец, увидев Анастаса на полигоне с воздуха, низко пролетел над головой сына на истребителе. «У меня душа ушла в пятки», — признавался Намин. Таких шалостей в его жизни была масса. В целях перевоспитания мальчика отдали в Суворовское училище. Мать, окончившая консерваторию по классу фортепиано и теории музыки, очень хотела, чтобы сын стал музыкантом. Уроки игры на рояле ему давал друг семьи Арно Бабаджанян.

Но, несмотря на музыкальную одарённость, по словам Намина, он так и не смог овладеть мастерством пианиста. Не только по причине лени, но и потому, что рано заболел рок-музыкой и просто не мог понять, как можно играть рок на рояле. Хотя группу «Цветы», созданную им, строго говоря, сложно назвать рок-группой. Достаточно вспомнить все её главные хиты («Есть глаза у цветов», «Звездочка моя ясная», «Красные маки», «Старый рояль», «Мы желаем счастья вам» и др.), чтобы понять, что коллектив тяготел к жанру мюзикла, в котором есть элементы и джаза, и рока, и диско, и рок-баллад.

«Когда первая пластинка „Цветов“ вышла в 1973 г., я её принёс деду, показал, — говорит основатель группы. — Он, прочитав моё имя на обложке, с улыбкой спросил: „А почему ты поменял фамилию? Тебе твоя не нравится?“ Я ответил, что если бы была группа Микояна, то все решили бы, что это группировка, и обвинили в политической провокации. Он рассмеялся и, послушав музыку, сказал, что это неожиданно интересно и красиво. В стране, помимо симфонической, существовала только эстрадная музыка в жанре „советская песня“. Когда мы начинали, не было еще ни Пугачевой, ни „Песняров“, ни Тухманова, а Окуджава, Высоцкий и тем более Галич были запрещены. А рок-музыка, которой мы тогда увлекались, всерьез никем не воспринималась. Да мы и сами не планировали серьезно заниматься ей и становиться профессиональными музыкантами. В 1970-х уже существовало огромное количество студенческих и других самостийных рок-групп, и это была неизвестная и не очень интересная советским людям и власти субкультура, не более того. То, что мы вообще записали пластинку, было всего лишь случайностью. Мы вместе с еще двумя ансамблями — „Лингва“ из Иняза и „Трио Линник“ из МГУ, — став лауреатами какого-то студенческого фестиваля, получили поощрение: право выпустить гибкие пластинки на „Мелодии“. Я к этой возможности отнесся очень серьезно и, понимая, что ту музыку, которую мы тогда реально играли, худсовет все равно не пропустит, решил найти стиль, который одновременно и нес бы рок-энергетику, и был бы настолько профессиональным с точки зрения музыки, что придраться было бы трудно. Петь и играть мы умели тогда уже хорошо и выделялись среди других, но я пригласил в наше рок-трио опытных профессиональных музыкантов, и вместе мы создали то, что вся страна услышала на нашей первой пластинке. Она неожиданно разошлась бешеным тиржом, и фирма „Мелодия“, получив миллионы (мы от тиража не получили ничего), вскоре предложила нам выпустить вторую. Ну а дальше началась целая эпопея, которая более или менее всем известна».

Композиторский талант Намина наиболее полно проявится с возрастом. Симфонию, которую он написал в 2016 году, согласился записать Лондонский симфонический оркестр на знаменитой студии Abbey Road.

И в кинематографе юбиляр тоже оставил свой след. «Я всю жизнь мечтал сделать что-то в кино, — говорит он. — Даже в начале восьмидесятых окончил Высшие режиссерские курсы. Тогда же я снял первый в СССР видеоклип, который был запрещен у нас, но был показан в 1986 на MTV во время моего тура с „Цветами“ по США. А всерьез кино я начал заниматься только в 2000-х. Над фильмом „Free to Rock“ мы с Джимом Брауном (четырежды лауреат премии „Эмми“, — Ред.) работали около десяти лет. Это действительно была серьезная и сложная работа, т. к. в ней участвовали и мировые рок-звезды, и известные политики, включая президентов СССР и США: Михаила Горбачева и Джимми Картера. Это фильм о том, как рок-музыка помогла остановить холодную войну и разрушить железный занавес. Фильм получился действительно фундаментальным, в его создании приняли участие Зал славы рок-н-ролла и музей „Грэмми“».