23 декабря – 90 лет со дня рождения актёра Льва Дурова. Зарубежные критики называли его «трагический клоун». Он и правда умел видеть грустное в смешном. И дарил это умение зрителям.
Взять публику за горло
Сыгравший порядка 300 ролей в кино Лев Дуров по праву считался королем эпизодов. Небольшие роли Дуров умел играть так, что его персонажи становились в фильмах очень заметными: Де Тревиль в «Д’Артаньяне и трех мушкетёрах», провокатор-агент Клаус в «Семнадцати мгновениях весны», шофёр инкассаторской машины в «Стариках-разбойниках». Главные роли ему доставались нечасто: в драме «Последний день зимы» Дуров исполнил внедряющего на стройке новый хозяйственный метод бригадира Николая Коротких, в фильме «Весенние перевертыши» сыграл «хронического неудачника» Никиту Богатова.
А вот в театре Лев Константинович реализовал себя в полной мере: побывал в образах Льва Толстого, мудреца Эзопа, помещика Ноздрёва в «Мертвых душах». Играл каждый раз так, будто выходит на сцену в последний раз. «Театральные доски отбирают здоровье, — рассказывал в интервью „АиФ“ Дуров. — Но только если ты — хороший артист». Вдохновением он называл «счастье от реализованной возможности». По его признанию, когда он играл на сцене смерть, то «по-мазохистски» испытывал удовольствие: «Это мне подвластно! Как я сегодня публику схватил за горло, подержал, потом отпустил... А она выдохнула и вышла из зала взволнованная». Он был самоедом и никогда не задавал коллегам вопросов о своей игре: «Я не боюсь, что меня обругают. Потому что я сам знаю, как сыграл».
Дуэль на кирпичах
Он называл себя человеком с обострённым чувством справедливости. Однажды Дуров вызвал на дуэль журналиста, написавшего рецензию на его спектакль, даже не посмотрев постановку. «Я пообещал в послании: „Если вы, милостивый государь, негодяй и подлец, не примете моего вызова, я постараюсь вас встретить и набить физиономию“, — рассказывал „АиФ“ актёр. — Но он струсил». Дуэль Лев Константинович предложил любую, «начиная от кирпичей и заканчивая огнестрельным оружием». По признанию актёра, умением стрелять он вовсе не обладал, «но это неважно, когда защищаешь свою честь».
Как говорят артисты, внешность актёра — это его судьба в творчестве. Именно внешние данные определяют амплуа. Амбиций сыграть героя-любовника у Льва Константиновича никогда не было: «Мне один режиссер сказал при обсуждении роли: „Вот ты входишь, Дуров, высокий и курчавый“. А я ему: „По морде хочешь?“ И он успокоился». По поводу внешности и невысокого для мужчины роста в 1 м 65 см Дуров никогда не комплексовал. «По фидиевскому канону красоты голова шесть раз должна укладываться в теле. У меня рост победителя: мы с Гераклом одного роста, — говорил он в интервью „АиФ“. — Только Геракл был поширше меня. Зато я ширше Николая II». Знал это Дуров наверняка: мерил шинели последнего царя, и «они все были узки». «У меня классическая фигура. Но у костюмеров и портных она называется „нестандартной“. Потому что они равняются на поликлетовский канон: там голова семь раз помещается в теле».
«Прости! Я дурак!»
Дуров никогда не боялся себя уродовать в ролях, охотно соглашаясь на эксперименты с внешностью. Когда снимали телеспектакль «Тайны Эдвина Друда», актёру сделали сложнейший грим: «Там у меня один глаз был залеплен, я хромал, пускал слюни, заикался и ночевал на могиле».
В мужчине Лев Дуров считал главным «талант и содержание», а вовсе не смазливую мордашку: «Скажите, Михоэлс — красавец? В Эйзенштейна можно влюбиться? А в Ролана Быкова? А жена у Быкова, между прочим, — красавица Леночка Санаева».
У самого Льва Константиновича жена тоже была высокой, статной красавицей, обладавшей воистину аристократическими внешними данными: её бабушка служила фрейлиной императрицы, а дед — генералом царской армии. С актрисой Ириной Кириченко они прожили 57 лет, познакомившись ещё в 1951 году в Школе-студии МХАТ, куда девушка перевелась из Киевского театрального университета. Брал Дуров напором, заваливая Иру охапками цветов, которые он срывал ночами на городских клумбах.
За ней ухаживали самые красивые парни, а Кириченко отшивала их вопросом: «Скажи, у тебя есть балберка? Нет? А у Лёвы есть!» Все гадали, что же за балберка есть у Дурова. На самом же деле это был... поплавок. Просто Дуров придумал секретное оружие, с помощью которого его любимая могла отбрить поклонников.
После свадьбы Ирина Кириченко посвятила себя дому и семье: мужу и дочери Кате. Она нечасто играла в театре и кино. Пара снялась вместе лишь в одном общем фильме — «Странные взрослые», — исполнив, кстати, роли супругов.
Несмотря на то, что Кириченко практически всегда была дома, это не мешало Дурову сильнейшим образом ревновать её. Однажды он ехал на трамвае, возвращаясь из театра домой. И вдруг в воображении рисуется сцена: его Ирочка в ярко-розовом заграничном пальто обнимается с каким-то мужчиной на Гоголевском бульваре.
«Твердо решил: убью сразу! — рассказывал актер. — Звоню в дверь — открывает непричесанная, в халате... Видит, что меня всего трясет, и спрашивает: „Что ты такой бледный?“ Я сел, к стеночке прислонился и выдохнул: „Ирочка, прости, я дурак. Только что видел, как в сквере ты обнималась с мужчиной“. Она пальцем у виска покрутила: „Идиот!“»
В другой раз Дуров разбежался и дал высокому мужчине, «импозантному кавказцу», в челюсть. Он был «виновен» в том, что спросил у Ирины, как пройти в магазин. «Мужик меня понял», — сказал Лев Дуров.
Других подробностей о своей личной жизни Лев Дуров никогда не рассказывал, презирая тех, кто выворачивается наизнанку перед публикой: «Интимные вещи — это моя личная жизнь. Сейчас все артисты бросились про любовные похождения книжки писать. Я думаю: а вы не соображаете?! Не понимаете, что живы дети, внуки? Рассказывает одна артистка, что у неё такой-то был любовником. Не стыдно? Что же вы, дамочка, всех кобелей перечисляете? Что, я вас за это уважать больше стану?»
А вот о дочери актер рассказывал охотно и очень гордился тем, что Екатерина Дурова продолжила актерскую династию. Хотя изначально говорил, что палец о палец не ударит, чтобы помочь ей при поступлении в творческий вуз. Мать и вовсе сказала Кате: «Ты в зеркало себя видела?» На киноэкране она дебютировала в молодёжной мелодраме «Школьный вальс» в 1977 году, исполнив роль медсестры, отговорившей главную героиню делать аборт. Потом сыграла главную роль в картине «Фантазии Фарятьева».
Отец и дочь многие годы вместе играли в Театре на Малой Бронной, которым Дуров руководил. «Катька Дурова — хорошая актриса, — говорил мэтр „АиФ“. — Но я больше прокурор, чем адвокат, в отношении своего ребёнка». Лев Константинович ушел из жизни в 2015 г. Его любимая Катька пережила отца всего на 4 года: Дурова умерла в 2019 году после долгой борьбы с онкологическим заболеванием.