«Твёрдо решил: убью сразу!» Крутые повороты судьбы Льва Дурова

Лев Дуров. © / Александр Натрускин / РИА Новости

23 декабря – 90 лет со дня рождения актёра Льва Дурова. Зарубежные критики называли его «трагический клоун». Он и правда умел видеть грустное в смешном. И дарил это умение зрителям.

   
   

Взять публику за горло

Сыгравший порядка 300 ролей в кино Лев Дуров по праву считался королем эпизодов. Небольшие роли Дуров умел играть так, что его персонажи становились в фильмах очень заметными: Де Тревиль в «Д’Артаньяне и трех мушкетёрах», провокатор-агент Клаус в «Семнадцати мгновениях весны», шофёр инкассаторской машины в «Стариках-разбойниках». Главные роли ему доставались нечасто: в драме «Последний день зимы» Дуров исполнил внедряющего на стройке новый хозяйственный метод бригадира Николая Коротких, в фильме «Весенние перевертыши» сыграл «хронического неудачника» Никиту Богатова.

А вот в театре Лев Константинович реализовал себя в полной мере: побывал в образах Льва Толстого, мудреца Эзопа, помещика Ноздрёва в «Мертвых душах». Играл каждый раз так, будто выходит на сцену в последний раз. «Театральные доски отбирают здоровье, — рассказывал в интервью „АиФ“ Дуров. — Но только если ты — хороший артист». Вдохновением он называл «счастье от реализованной возможности». По его признанию, когда он играл на сцене смерть, то «по-мазохистски» испытывал удовольствие: «Это мне подвластно! Как я сегодня публику схватил за горло, подержал, потом отпустил... А она выдохнула и вышла из зала взволнованная». Он был самоедом и никогда не задавал коллегам вопросов о своей игре: «Я не боюсь, что меня обругают. Потому что я сам знаю, как сыграл».

Лев Дуров в роли Де Тревиля. Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1979 г.

Дуэль на кирпичах

Он называл себя человеком с обострённым чувством справедливости. Однажды Дуров вызвал на дуэль журналиста, написавшего рецензию на его спектакль, даже не посмотрев постановку. «Я пообещал в послании: „Если вы, милостивый государь, негодяй и подлец, не примете моего вызова, я постараюсь вас встретить и набить физиономию“, — рассказывал „АиФ“ актёр. — Но он струсил». Дуэль Лев Константинович предложил любую, «начиная от кирпичей и заканчивая огнестрельным оружием». По признанию актёра, умением стрелять он вовсе не обладал, «но это неважно, когда защищаешь свою честь».

Как говорят артисты, внешность актёра — это его судьба в творчестве. Именно внешние данные определяют амплуа. Амбиций сыграть героя-любовника у Льва Константиновича никогда не было: «Мне один режиссер сказал при обсуждении роли: „Вот ты входишь, Дуров, высокий и курчавый“. А я ему: „По морде хочешь?“ И он успокоился». По поводу внешности и невысокого для мужчины роста в 1 м 65 см Дуров никогда не комплексовал. «По фидиевскому канону красоты голова шесть раз должна укладываться в теле. У меня рост победителя: мы с Гераклом одного роста, — говорил он в интервью „АиФ“. — Только Геракл был поширше меня. Зато я ширше Николая II». Знал это Дуров наверняка: мерил шинели последнего царя, и «они все были узки». «У меня классическая фигура. Но у костюмеров и портных она называется „нестандартной“. Потому что они равняются на поликлетовский канон: там голова семь раз помещается в теле».

   
   

«Прости! Я дурак!»

Дуров никогда не боялся себя уродовать в ролях, охотно соглашаясь на эксперименты с внешностью. Когда снимали телеспектакль «Тайны Эдвина Друда», актёру сделали сложнейший грим: «Там у меня один глаз был залеплен, я хромал, пускал слюни, заикался и ночевал на могиле».

В мужчине Лев Дуров считал главным «талант и содержание», а вовсе не смазливую мордашку: «Скажите, Михоэлс — красавец? В Эйзенштейна можно влюбиться? А в Ролана Быкова? А жена у Быкова, между прочим, — красавица Леночка Санаева».

У самого Льва Константиновича жена тоже была высокой, статной красавицей, обладавшей воистину аристократическими внешними данными: её бабушка служила фрейлиной императрицы, а дед — генералом царской армии. С актрисой Ириной Кириченко они прожили 57 лет, познакомившись ещё в 1951 году в Школе-студии МХАТ, куда девушка перевелась из Киевского театрального университета. Брал Дуров напором, заваливая Иру охапками цветов, которые он срывал ночами на городских клумбах.

За ней ухаживали самые красивые парни, а Кириченко отшивала их вопросом: «Скажи, у тебя есть балберка? Нет? А у Лёвы есть!» Все гадали, что же за балберка есть у Дурова. На самом же деле это был... поплавок. Просто Дуров придумал секретное оружие, с помощью которого его любимая могла отбрить поклонников.

После свадьбы Ирина Кириченко посвятила себя дому и семье: мужу и дочери Кате. Она нечасто играла в театре и кино. Пара снялась вместе лишь в одном общем фильме — «Странные взрослые», — исполнив, кстати, роли супругов.

Лев Дуров и Ирина Кириченко в фильме «Странные взрослые», 1974 г.

Несмотря на то, что Кириченко практически всегда была дома, это не мешало Дурову сильнейшим образом ревновать её. Однажды он ехал на трамвае, возвращаясь из театра домой. И вдруг в воображении рисуется сцена: его Ирочка в ярко-розовом заграничном пальто обнимается с каким-то мужчиной на Гоголевском бульваре.

«Твердо решил: убью сразу! — рассказывал актер. — Звоню в дверь — открывает непричесанная, в халате... Видит, что меня всего трясет, и спрашивает: „Что ты такой бледный?“ Я сел, к стеночке прислонился и выдохнул: „Ирочка, прости, я дурак. Только что видел, как в сквере ты обнималась с мужчиной“. Она пальцем у виска покрутила: „Идиот!“»

В другой раз Дуров разбежался и дал высокому мужчине, «импозантному кавказцу», в челюсть. Он был «виновен» в том, что спросил у Ирины, как пройти в магазин. «Мужик меня понял», — сказал Лев Дуров.

Других подробностей о своей личной жизни Лев Дуров никогда не рассказывал, презирая тех, кто выворачивается наизнанку перед публикой: «Интимные вещи — это моя личная жизнь. Сейчас все артисты бросились про любовные похождения книжки писать. Я думаю: а вы не соображаете?! Не понимаете, что живы дети, внуки? Рассказывает одна артистка, что у неё такой-то был любовником. Не стыдно? Что же вы, дамочка, всех кобелей перечисляете? Что, я вас за это уважать больше стану?»

А вот о дочери актер рассказывал охотно и очень гордился тем, что Екатерина Дурова продолжила актерскую династию. Хотя изначально говорил, что палец о палец не ударит, чтобы помочь ей при поступлении в творческий вуз. Мать и вовсе сказала Кате: «Ты в зеркало себя видела?» На киноэкране она дебютировала в молодёжной мелодраме «Школьный вальс» в 1977 году, исполнив роль медсестры, отговорившей главную героиню делать аборт. Потом сыграла главную роль в картине «Фантазии Фарятьева».

Екатерина Дурова в фильме «Фантазии Фарятьева», 1979 г.

Отец и дочь многие годы вместе играли в Театре на Малой Бронной, которым Дуров руководил. «Катька Дурова — хорошая актриса, — говорил мэтр „АиФ“. — Но я больше прокурор, чем адвокат, в отношении своего ребёнка». Лев Константинович ушел из жизни в 2015 г. Его любимая Катька пережила отца всего на 4 года: Дурова умерла в 2019 году после долгой борьбы с онкологическим заболеванием.