Три вершины Виктора Перевалова. Судьба Иванушки из «Марьи-искусницы»

Виктор Перевалов в фильме «Марья-искусница». © / Кадр из фильма

О непростой судьбе Маколея Калкина, одного из самых успешных актеров-детей в истории кино, известно всему миру. В 1990 году комедия «Один дома» буквально взорвала мировой прокат, собрав 476 миллионов долларов при бюджете в 18 миллионов.

   
   

Две судьбы

10-летний Маколей был невероятно органичен в роли Кевина Маккалистера. Его номинировали на «Золотой глобус», присвоили звание «Ребенок года». Двумя годами позже он снова покорит сердца зрителей в картине «Один дома 2», за что получит самый большой в истории гонорар, выплачивавшийся ребенку-артисту — 4,5 млн долларов.

Но яркий взлет сменился стремительным падением — в новых ролях он повторял тот же образ, его отец требовал от кинокомпаний все больше денег, при том что сборы от фильмов падали. В начале 2000-х о закатившейся звезде, которой было всего-то двадцать с небольшим, чаще говорили в связи с историями о попойках и нарушениях закона, чем в связи с новыми ролями. Сегодня 40-летний Калкин играет в собственной группе, порой появляется в рекламе, снимается в не самых известных картинах. Из заметных событий в его карьере можно отметить съемки в 10-м сезоне «Американской истории ужасов».

В истории советского кино был свой Калкин. Причем его звездные годы пришлись на время, когда американский чудо-ребенок еще даже не появился на свет. Виктор Перевалов в последние годы жизни в беседах с журналистами сравнивал с себя с Калкиным, вспоминая о том, что мальчик из картины «Один дома» заработал миллионы, а мальчик из «Марьи-искусницы» — почти ничего. «В этой стране я нищий», — сетовал артист.

Шел мимо, стал актером

Он родился 17 февраля 1949 года в Ленинграде. Обычная рабочая семья, жившая в коммунальной квартире, никаких связей с искусством. Витя был третьим сыном, и его старшие братья, еще будучи школьниками, подрабатывали, чтобы помочь родителям.

Кинокарьера свалилась на него совершенно случайно, когда первоклассник Перевалов вместе с одноклассниками отправился на экскурсию в ленинградский Дворец Пионеров.

«Там ассистенты режиссера как раз искали мальчишек для фильма „Тамбу-Ламбу“. Такая белая голова, как у меня, была одна на весь класс — и, как я подозреваю, на весь Дворец пионеров тоже. Вот меня из толпы и выхватили», — вспоминал актер.

   
   

Короткометражка «Тамбу-Ламбу», снятая в 1957 году по мотивам рассказа Галины Карпенко, стала дебютом не только для Перевалова. Режиссер Виктор Бычков снимал свою первую ленту в игровом кино, а для оператора Валентина Железнякова и Леонида Платова «Тамбу-Ламбу» стал дипломной работой. Короткометражный фильм получил приз на 11-м Фестивале детского кино, проходившем в рамках 20-го Венецианского кинофестиваля.

Перевалов оказался настоящей находкой для режиссеров — яркая внешность, глаза, обладающие таким же размягчающим эффектом, как у Кота в сапогах из «Шрека», работоспособность и природный актерский талант.

Сказка и реальность

В 1958 году вышла первая полнометражная лента с его участием — «Город зажигает огни». А потом была «Марья-искусница», одна из лучших советских киносказок, снятая Александром Роу.

На роль Иванушки претендовали более ста мальчишек, но никто из них не сумел превзойти Витю Перевалова. И этот выбор оказался верен — он ни в чем не уступал маститым партнерам, среди которых были Михаил Кузнецов, Анатолий Кубацкий и Георгий Милляр.

Еще одна параллель с Маколеем Калкиным: когда «Марья-искусница» вышла на экраны, Перевалову было 10 лет, как и американскому вундеркинду в момент выхода фильма «Один дома». Правда, гонорары двух актеров-детей были несопоставимы. С другой стороны, по меркам советского кино он зарабатывал как ведущие артисты. И для небогатой семьи Переваловых это было огромной удачей.

Кадр из фильма «Марья-искусница». Слева направо — Виктор Перевалов, Михаил Кузнецов и Анатолий Кубацкий. Фото: www.globallookpress.com

Витя перемещался с одной съемочной площадки на другую, его сопровождала мама. Работал юный талант так напряженно, что порой шла кровь из носа. Он стал настолько популярен, что про него даже сняли небольшой документальный фильм «Витя Перевалов в школе и дома». Вот только истине эта лента не соответствовала — любимца страны показали отличником и примерным пионером, хотя в действительности все обстояло наоборот. Из-за занятости в кино Виктор практически забросил учебу, и преподаватели требовали, чтобы мальчик отказался от съемок.

В ту пору у школ был способ воздействия на юных актеров — для участия в съемочном процессе нужна была справка, и Перевалову объявили, что больше давать ее не будут. По крайней мере до тех пор, пока учеба не придет в норму.

От «Республики ШКИД» до «Трактира на Пятницкой»

Карьера в кино прервалась, и, казалось, что дорога туда ему закрыта навсегда. Виктор достиг подросткового возраста, который для многих прославившихся в раннем детстве становится непреодолимым барьером.

Но не тут-то было. Всеобщий любимец вернулся и вернулся блестяще. Пройдя кастинг на общих основаниях, Перевалов был утвержден на роль беспризорника Гоги в картину Геннадия Полоки «Республика ШКИД». Эту работу Виктор впервые получил гонорар сам — до этого деньги за него получала мама. Успех обмыли коньяком со сверстником Николаем Годовиковым, будущим Петрухой из «Белого солнца пустыни». Так звездный мальчик советского кино впервые попробовал алкоголь.

От предложений снова не было отбоя. Настолько, что Перевалов даже не смог поступить после школы во ВГИК — накануне экзаменов его забрали на очередные съемки. Виктор рассказывал, что однажды все-таки добрался до приемной комиссии, но его отправили восвояси, заметив, что человеку, имевшему к тому времени за плечами более трех десятков ролей, в вузе делать нечего. Отсутствие диплома Перевалову никак не мешало — в 1970-х в СССР выходило по два-три фильма с его участием в год, а в 1976-м таких картин оказалось сразу пять.

Во взрослом возрасте он сохранил детское выражение лица, и его охотно приглашали в сказки: Принц-трубочист в «Старой, старой сказке», Май в «Двенадцати месяцах», подручный водяного палача в «Царевиче Проше». В 1977 году он, можно сказать, вышел из привычного амплуа, сыграв молодого чекиста в детективе «Трактир на Пятницкой». Картину в СССР посмотрели более 54 миллионов зрителей, и показалось, что в карьере Перевалова начинается новый этап. Но в действительности получилось иначе — роли стали эпизодическими. А после сказки 1982 года «Ослиная шкура», где Перевалов мелькнул в роли разбойника, он вообще исчез с экранов.

Виктор Перевалов в фильме «Трактир на Пятницкой». Кадр из фильма

Грузчик, шпалоукладчик, сборщик яблок

Интернета тогда не было, поэтому единственным источником информации о судьбе Перевалова являлись слухи. И они актера не щадили — якобы знающие люди делали его то заключенным, то сумасшедшим, то эмигрантом... Говорили даже, что его нет в живых.

А на практике все было проще: ему просто перестали предлагать роли. Своими прежними работами он заслужил первую категорию по тарифной сетке, но платить столько актеру-эпизоднику директора картин не хотели. Да и возраст начал сказываться — мальчишеское лицо постепенно стареющего мужчины смотрелось трагически, а такой жанр сильно контрастировал со всем тем, что Перевалов играл раньше.

Когда же начались 1990-е и российское кино рухнуло в бездну, о Перевалове забыли окончательно. В 1993-1994 годах были две проходные роли в картинах, которые, кажется, никто не видел.

Чтобы прокормить жену и дочь, он брался за любую работу — трудился грузчиком в винном магазине, ездил в совхоз собирать яблоки, работал водителем, даже укладывал шпалы. И все-таки мечтал вернуться в кино. 

Когда на всю страну прогремели «Менты», это сериал стал настоящей отдушиной для актеров из города на Неве. Чтобы немного подзаработать и напомнить о себе, в сериал стягивалась вся старая и забытая киногвардия. Кроме Перевалова. Ну не умел он напоминать о себе, а напомнить создателям «Ментов» о нем оказалось некому.

Возвращение из забвения

В начале 2000-х начались серьезные проблемы со здоровьем. Язва желудка, затем инфаркт, проблемы с легкими, диабет...

И тут об актере вспомнили. Режиссер Игорь Апасян пригласил Перевалова в картину «Граффити»  на роль пьющего деревенского философа по кличке Клизя. Виктор Порфирьевич признавался, что до последнего не верил, что возвращение в кино состоится. Но оно не просто состоялось, а оказалось чрезвычайно успешным. «Граффити» собрал целую россыпь призов различных кинофестивалей. Критики высоко оценивали работу Перевалова, и на него вновь посыпались предложения.

Изголодавшийся по съемкам актер бросался в них как в омут — порой не оговаривая даже сумму своего гонорара и бытовых условий. Перевалов стал работать с той же интенсивностью, что и в юности, хотя близкие умоляли сбавить темп, поберечь себя, напоминая о подорванном здоровье. Он только отмахивался. Как в лучшие времена, на экраны стали ежегодно выходить по 2-3 фильма с участием Перевалова. Правда, по большей части речь шла о сериалах, но актер наслаждался и этим.

Кадр из фильма «Старая, старая сказка». Олег Даль и Виктор Перевалов. Фото: www.globallookpress.com

Жаркое лето 2010-го

В 2010 году Перевалова пригласили в сериал «Хранимые судьбой». В центре сюжета были обитатели Дома ветеранов кино, на роли которых пригласили звезд советского периода — Армена Джигарханяна, Татьяну Конюхову, Анатолия Адоскина, Анатолия Равиковича, Бориса Химичева...

Съемки проходили в Москве, где летом 2010-го установилась аномальная жара, усугублявшаяся затянувшим небо дымом от лесных пожаров. После очередного съемочного дня Перевалова отвезли на Ленинградский вокзал. В машине он забыл пакет с вещами, лекарствами и сотовым телефоном. Еще в пути он почувствовал себя плохо. На Московском вокзале Петербурга, едва держась на ногах, просил у прохожих телефон, чтобы позвонить домой. Но актера не узнали, приняли за нетрезвого бомжа. Кое-как Перевалов самостоятельно добрался до дома.

Он умолял жену и дочь не вызывать «скорую помощь», говорил, что съемки продолжаются и он не может подводить людей. Но состояние ухудшалось настолько стремительно, что близкие не стали слушать Виктора Порфирьевича. Медики определили у актера острый инфаркт миокарда. Привычка терпеть, работать на износ имела роковые последствия. Перевалова необходимо было срочно госпитализировать еще в Москве, а вместо этого он несколько часов трясся в поезде, страдая от боли и не имея под рукой лекарств.

Питерские врачи оказались бессильны — 5 июля 2010 года Виктора Перевалова не стало. Ему был 61 год. 

Похоронили актера на кладбище Памяти жертв 9 января, тихо и почти незаметно для широкой общественности, занятой тем летом более насущными проблемами. А фильмы с участием Виктора Перевалова по-прежнему любимы зрителями. И глядя на экран, они верят, что у сказочного Иванушки, сына Марьи-искусницы, преодолевшего испытания ради мамы, все будет хорошо. Жаль, что в жизни все далеко не так, как в сказке...