Трамвай, инсульт и неизвестный киллер. Трагедии юных звезд советского кино

Вячеслав Царёв, Сергей Шевкуненко, Алексей Фомкин, Ян Пузыревский, Сергей Тихонов. © / Коллаж АиФ

«Вождь краснокожих» погиб под трамваем, Мишу Полякова застрелил киллер, а мальчик с сачком не пережил инсульта — трагические судьбы юных актеров, которые блистали в советских фильмах.

   
   

Судьба актеров часто зависит от случая, везения и многих факторов, которые сложно спрогнозировать. Кто-то становится звездой, кому-то удается запомниться одной-единственной ролью, кто-то так и остается на втором плане, а у кого-то судьба складывается совсем печально. То же самое относится и к актерам-детям, правда, с поправкой на возраст и отсутствие соответствующего образования. Им, конечно, легче завоевать симпатии зрителей — в силу собственной непосредственности — и запомниться в том или ином фильме, но гораздо сложнее выстроить карьеру и справиться с «медными трубами», испытанием славой, которое часто не проходят и более взрослые артисты. Многие вообще выбирают другой жизненный путь, но кому-то эта слава не дает спокойно жить — что и приводит к трагедиям уже за пределами съемочных площадок.

Сергей Тихонов (1950-1972)

Этого юного актера открыл Леонид Гайдай, пригласив его на главную детскую роль в одной из новелл своего альманаха «Деловые люди» по рассказам О. Генри. 12-летний Тихонов блестяще сыграл «вождя краснокожих» — Джонни Дорсета, который доводил пару мошенников до идеи побега к канадской границе. И Тихонов совсем не потерялся на фоне именитых исполнителей главных ролей (Георгий Вицин и Алексей Смирнов), даже слегка переиграл их.

Ну а на съемочной площадке «Деловых людей» его заметил другой режиссер — Евгений Шерстобитов, который тогда готовился делать экранизацию сказки о Мальчише-Кибальчише. Главного положительного героя Тихонову, конечно, не доверили, зато он очень колоритно сыграл роль Мальчиша-Плохиша и окончательно стал всесоюзной звездой.

Хотя Шерстобитов отзывался о своем «Плохише» только в превосходных тонах («редким актерским даром обладал этот ребенок», говорил он в одном интервью), но продолжения карьеры у Тихонова так и не последовало — из детских ролей он вырос, в 16 лет сыграл в эпизоде в картине «Дубравка», но других предложений не получил. После школы пытался поступить во ВГИК — неудачно; отслужил в армии, вернулся. А в 22 года попал под трамвай. Шерстобитов вспоминал, что перед смертью Тихонов связался с дурной компанией

Сергей Шевкуненко (1959-1995)

Он был вторым ребенком в кинематографической семье. Отец возглавлял одно из творческих объединений киностудии «Мосфильм», мать была актрисой, сестра после школы поступила во ВГИК... Но в 1963-м идиллия разрушилась — отец скоропостижно скончался в 44 года, мать едва не лишилась работы (помог Эльдар Рязанов). А в 1972-м сестра вместе с мужем эмигрировала в Америку, по тем временам случай чрезвычайный. Сергей начал быстро катиться по наклонной. Мать пыталась вернуть его на правильный путь с помощью кино, и какое-то время это помогало, тем более что мальчик был талантливым.

Он дважды сыграл главную роль — насквозь положительного Мишу Полякова в новых экранизациях произведений Анатолия Рыбакова «Кортик» (1973) и «Бронзовая птица» (1974), получил роль и в фильме «Пропавшая экспедиция», но на премьеру этой картины уже не попал, потому что получил свой первый срок за хулиганство. Срок был небольшой, всего год в детской ИТК. После него Шевкуненко пытался вернуться в кино, работал на «Мосфильме» осветителем. Но вскоре он получил новый срок — за кражу в буфете киностудии, после чего окончательно оставил мечты о карьере актера и ушел в криминал.

С начала 1980-х он был на свободе считанные годы. Его проверяли и на причастность к загадочному убийству актрисы Зои Федоровой, но доказательств не нашли. В очередной раз он вышел из тюрьмы в 1994-м, успел сколотить «мосфильмовскую» банду, которая «крышевала» ларьки в окрестностях студии, но в 1995-м его вместе с матерью застрелил неизвестный киллер.    
   

Алексей Фомкин (1969-1996)

Алешу Фомкина кинозрители узнали, когда ему было 13 лет. Первым на мальчика обратили внимание создатели киножурнала «Ералаш», в котором он затем снимался до 1986 года. Но настоящая слава его ждала после выхода в 1985-м пятисерийного фантастического фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», экранизации произведений Кира Булычева про путешествия во времени и живущую в конце XXI века школьницу Алису Селезневу.

Сыгравшая Алису Наташа Гусева тогда, конечно, стала буквально кумиром миллионов сверстников, но и у Фомкина, который исполнил роль Коли Герасимова, поклонников хватало. Вот только в кинокарьеру этот триумф юный актер превратить так и не смог. Он снялся еще в паре проектов, учиться актерской профессии не стал, ушел в армию, по возвращении неудачно попробовал работать во МХАТе имени Горького. В итоге уехал в глухую деревню во Владимирской области, женился, перебрался с женой во Владимир, выпивал и угорел при пожаре, когда ему было всего 26 лет.

Ян Пузыревский (1970-1996)

Начало кинокарьеры этого юного актера внушало оптимизм. Первую роль он получил в 14 лет, в сказке «Осенний подарок фей»; в 1986-м сыграл Кея в экранизации Андерсена «Тайна Снежной королевы» и прославился на всю страну.

Учился в Щукинском училище, одновременно продолжал сниматься — у него были роли в фильмах «Авария — дочь мента» и «Адвокат», а после диплома устроился в Театр на Таганке. Был знаменит на всю страну, но предпочел поклонницам свою одноклассницу — свадьбу они сыграли сразу после школы, у них родился сын. Потом и с кино в стране стало плохо, работа в театре актера не удовлетворяла, и брак затрещал по швам. В 26 лет Пузыревского не стало.

Вячеслав Царёв (1951-2006)

Страна полюбила этого паренька со странной внешностью в 1964 году, после выхода фильма Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Роль у Царёва в этой картине была далеко не главной, он даже в титрах был указан как «мальчик с сачком», но запоминающейся — сказанная этим персонажем фраза «А чёй-то вы тут делаете?» быстро ушла в народ вместе с другими репликами, придуманными сценаристами. У Царёва были и другие роли — он снимался у Андрея Тарковского в «Андрее Рублёве», в фильмах «Ташкент — город хлебный» и «В тринадцатом часу ночи». А потом все, как отрезало — и юный актер стал совсем не юным, и жизнь его повела по другому пути. Он отслужил в армии, работал разнорабочим — вернее, везде, где придется; семейная жизнь у него не сложилась. Скончался Царёв в 2006-м, когда ему было всего 55 лет, от второго инсульта.