Любимый актёр миллионов Лев Дуров говорил: «Столько моих друзей уже ушло из жизни, страшно подумать. Смотрю кино и считаю: раз — нету, два — нету, три — нету, из десяти человек я один живой. Это даже неприлично». Артиста любили не только за великий талант и узнаваемое амплуа «трагического клоуна», он всегда был душой компании, любил пошутить. Особенно над собой.
«Трагический клоун»
Дуров появился на свет в старейшем Лефортовском районе столицы 23 декабря 1931 года. Позже, вспоминая родное жилище, артист шутил, что оно в прошлой жизни было конюшней, а комнаты — стойлами. Едва ли Дуров преувеличивал, удобства в их доме были очень условными: один туалет на четыре десятка коммунальных квартир.
Ещё в школе народный артист начал посещать драматическую студию Дворца пионеров, а после судьба привела его в Школу-студию МХАТ, где он сразу стал одним из самых видных учеников, любимцем знаменитого актёра и преподавателя Сергея Блинникова. Затем были Центральный детский театр, Театр имени Ленинского комсомола, Московский драматический театр на Малой Бронной — всего 55 лет на сцене!
Однажды английский журналист, увидевший, как играет Дуров, назвал его «трагическим клоуном». Зарубежный критик как никто другой попал в точку, определив амплуа русского актёра. Дуров совмещал в себе несовместимое: суровый, почти мрачный вид — с весёлыми глазами и редкостным даром рассказчика-импровизатора. Не случайно яркое прозвище закрепилось за популярным артистом, а он сам не раз говорил, что лучшего комплимента своим актёрским дарованиям не слышал.
Артист второго плана
Интересно, что в фильмографии одного из самых любимых советских и российских киноактёров более 200 ролей, но большую часть из них составляют эпизодические роли. «Так странно. Большие роли я стал получать уже стариком, — удивлялся сам Дуров. — «Не валяй дурака», «Не послать бы нам гонца», «Луной был полон сад», «Сирота Казанская».
Более того, большинство его ролей были и вовсе безымянными: офицер КГБ в «Девяти днях одного года», милиционер в «Я шагаю по Москве», болельщик в «Хоккеистах», пассажир в метро в «Лебедев против Лебедева», старший сержант милиции в «Большой перемене». Однако Дуров всегда говорил, что не бывает ролей маленьких, бывают плохие актёры. По словам артиста, персонаж второго плана — не значит второстепенный, поэтому в него нужно вкладывать всё свое мастерство. Более того, он никогда не отказывался и от, казалось бы, не соответствующих его высокому рангу работ. Великий актёр много и с азартом озвучивал в мультфильмах самых разнообразных зверей: зайца, льва, бобра, кота. Он же подарил голос Шарику из «Каникул в Простоквашино».
Шутки со смертью
Народный артист не раз заявлял, что не боится смерти. «Из этой жизни живым ещё никто не вывернул», — любил повторять Дуров. Он много раз «умирал» в кино, а в конце 90-х и в жизни пережил тяжёлый инсульт и клиническую смерть. Но, к счастью, тогда всенародный любимец вернулся к жизни и как ни в чём небывало продолжил работу.
Когда у актёра деликатно интересовались, не пора ли на заслуженную пенсию, он отвечал: «Я не знаю, что такое заслуженный отдых. Скажите мне, а кто его не заслужил?». Его упрямый оптимизм заражал многих, поэтому, когда в прессе 20 августа 2015 года стали появляться сообщения о смерти «трагического клоуна», не все в это поверили.
Родные и друзья Дурова прекрасно помнили, что даже об этом трагическом дне он когда-то сочинил юмористическую новеллу, которую назвал «Панихида»: «Вот умру я, — говорил артист, — и сообщат по телевизору и радио (а куда они денутся, правда?), что прощание с Дуровым пройдет в Театре на Малой Бронной. Все приедут в театр, а меня там нет. “Он в Ленкоме”, говорят. Все в Ленком, а меня уже и там нет. “Он в Театре Сатиры лежит”. Ну все туда. А меня уже и там нет. Тогда все на кладбище, а меня нет и на кладбище — потеряли, словом, меня во всей этой суете».
Несмотря на лёгкое отношение к смерти, на этот раз великому артисту не удалось её перехитрить, на 84-м году жизни он скончался от тяжёлой пневмонии. Прощание с «трагическим клоуном» состоялось в Театре на Малой Бронной, где Дуров прослужил почти полвека. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.