Трагедия Фроси Бурлаковой. Кто помешал Екатерине Савиновой стать счастливой

Екатерина Савинова в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра». © / Кадр из фильма

26 декабря исполняется 95 лет со дня рождения актрисы Екатерины Савиновой, которую зрители запомнили как Фросю Бурлакову героиню фильма «Приходите завтра». 

   
   

Судьба актрисы сложилась трагически больше 10 лет влиятельный режиссер Иван Пырьев, обладатель шести Сталинских премий, перекрывал Екатерине кислород в профессии. 48-летний Пырьев мстил за то, что, будучи студенткой, Савинова в ответ на его приставания отвесила мэтру звонкую пощечину. А когда после колоссального успеха «Приходите завтра» ей все-таки дали возможность играть главные роли, у актрисы диагностировали болезнь, которая привела ее к гибели в 43 года. 

«Как она это делает?!»

Одной из последних крупных ролей для Савиновой стала работа в картине «Женитьба Бальзаминова». Здесь собрался цвет советского кино: Нонна Мордюкова, Георгий Вицин, Лидия Смирнова, Надежда Румянцева, Николай Крючков, Ролан Быков. Савинова играла служанку. Когда на площадке снимали эпизоды с Екатериной, там собирались другие актеры. Наблюдая за ее работой, они пытались понять: как настолько убедительно она перевоплощается в другого человека? 

Однокурсники Савиновой по ВГИКу рассказывали, что на выпускном спектакле Катя играла 70-летнюю старуху. Перевоплощение было столь явственным, что будущий муж, а тогда жених Кати режиссер Евгений Ташков вспоминал: «После спектакля прошло уже несколько часов, а я не узнавал Катю, словно передо мной другой человек изменились ее движения, манера говорить». После того спектакля Савинову единственную со всего курса пригласили в труппу МХАТа. А она отказалась. Была уверена, что ее призвание  кинематограф. 

Дебют Кати в кино состоялся на четвертом курсе. Вместе с Кларой Лучко она снялась в фильме «Кубанские казаки» Пырьева. Вместе с Кларой они пели в фильме песню «Ой, цветет калина в поле у ручья», вмиг ставшую популярной. Катя на экране светилась от счастья. Актриса и сама тогда словно шла по облакам вот оно счастье быть востребованной в любимой профессии. 

Пощечина крестьянской девушки

Когда после выхода фильма Пырьев пригласил молодую актрису на встречу, Катя была уверена, что ей хотят предложить новую роль. Однако Пырьев сделал другое предложение стал приставать к молодой актрисе. Она отвесила ему пощечину. Это была пощечина крепкой крестьянской девушки из сибирской глубинки, которая в 17 лет добиралась в Москву на крыше поезда. У нее не было денег на билет. Так что часть пути Катя проехала «зайцем».

Первые два года учебы она проходила в единственном платье. Блондинка с толстенной косой, тонкой талией и распахнутыми глазами, она не кинулась, как в омут с головой, в личную жизнь. Училась на отлично, а влюбленному в нее сокурснику Жене Ташкову объяснила, что прежде, чем становиться парой и жениться, надо закончить институт. Ее красота, талант притягивали мужчин, но Катя не позволяла им переходить запретную грань. А облеченный властью 48-летний режиссер, будущий директор Мосфильма эту границу взломать попытался. И получил отпор.

   
   

Привыкший всегда получать свое, Пырьев решил отомстить отвергнувшей его Савиновой. И поставил на едва начавшейся карьере актрисы жирный крест она не должна была получить ни одной главной роли. Это продолжалось 13 лет с момента окончания Савиновой ВГИКа. А окончила она институт с красным дипломом.

«Высокий» запрет

Об этой чудовищной ситуации впервые рассказал Леонид Филатов в 1995 году в передаче из цикла «Чтобы помнили», посвященной Екатерине. Он не стал называть фамилию режиссера, но по косвенным данным было не сложно вычислить его имя. «И с той поры, в какой бы основательной, серьёзной картине она ни была утверждена… несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования — она не снималась, — рассказывал Филатов. Постоянно поступал „высокий“ запрет, и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях».

Спустя время на Первом канале вышел документальный фильм о судьбе актрисы, где Пырьев был назван. И подтвердилось все, что прежде говорил Филатов. Несколько раз режиссеры действительно утверждали ее на главные роли в картинах, но спустя несколько дней звонили с извинениями: «Простите, не получается». С этой чудовищной несправедливостью Кате помогал справляться муж Евгений, пара расписалась после окончания ВГИКа. 

Платье обменяла на последний мешок картошки

Ташков решает сам снять фильм с Савиновой в главной роли. Он пишет сценарий, где история главной героини во многом списана с биографии Кати. Актриса помогает мужу в работе над сценарием. Собственно, фамилия ее героини Бурлакова  это фамилия ее соседей по родному сибирскому селу Ельцовка, что в Алтайском крае.

Екатерина Савинова (слева) в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра». Фото: Кадр из фильма

Актриса в детстве дружила с Евдокией Бурлаковой и та позже вспоминала: «Мама Кати, Мария Семёновна, обменяла последнюю картошку у эвакуированных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву. И, наверное, не случайно в кинофильме «Приходите завтра…» есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье».

А Ташков вспоминал другой рассказ Кати: как по дороге в Москву она увидела женщину, которая ела какие-то черные ягодки. Оказалось, это виноград. Женщина отщипнула часть грозди угостить Катю, а та выхватила из сумки банку сибирского меда, чтобы отблагодарить. Когда к ней, наконец, пришла известность, Савинова оставалась скромной в своих желаниях. 

Ташков вспоминал, что супруга никогда не пыталась выглядеть модной: «Вот нужны ей были туфли. Идем в магазин, а там очередь, потому что как раз дефицитные женские туфельки привезли. Катя кричит продавщице: “А есть что-нибудь без очереди?» — «Есть. Школьные ботинки». — «А есть 36 размер ботинок?» — «Нет». — «А 37 размер?» — «Нет». — «А 38 размер?» — «Есть». И она покупала ботинки, которые были ей велики, и носила их несколько лет».

Ее приглашали петь в Большой театр

В фильме «Приходите завтра» у Екатерины появилась возможность показать свои вокальные возможности, а они были уникальны диапазон в три с половиной октавы. Самородок. Во время вынужденного простоя в кино она пошла учиться в знаменитую академию им. Гнесиных. Ей предлагали выступать в Большом театре! Но она видела себя только в кино. 

Ташков многое сделал, чтобы ему разрешили снять фильм в главной роли с Савиновой. Для этого он выбрал удаленную от Москвы киностудию в Одессе, чтобы Пырьеву было сложнее вставлять палки в колеса. Однако и там пару настигли интриги. Требовали показать отснятый материал, хотя фильм не был готов даже на половину. Ангажированные критики высказались за запрет дальнейших съемок, мол, уже понятно, что картина не получится, поскольку Савинова бездарная актриса.

Евгений скрывал от супруги эти проблемы. У них было 30 съемочных дней подряд. Днем снимали, ночью озвучивали. Екатерина так дорожила этой возможностью, так была сосредоточена на работе, что, когда у нее первый раз поднялась высокая температура, пересилила себя и вышла на площадку. Но с каждым днем становилось хуже силы покидали ее. Ташков это заметил. Из разговора узнал, что у жены уже полгода температура выше 37 градусов. А сейчас стала подниматься до 39. 

Муж вынудил Катю пройти обследования. Единственно, что могли сказать врачи это инфекция, причем застарелая, которая дала сильное осложнение на мозг и нервную систему. Потом выяснилось, что речь о тяжелом заболевании  бруцеллёзе. Оказалось, что на предыдущих съемках, где ей доверили эпизод, Катя ходила по утрам на рынок за парным молоком. Видимо, тогда в организм и попала инфекция. А теперь на болезнь наложилось колоссальное нервное напряжение круглосуточных съемок. 

Слава и болезнь пришли одновременно

Катю положили в больницу: антибиотики, капельницы, различные варианты лечения. К съемкам вернулись спустя год. 

Когда картина вышла на экраны в 1963 году, многочисленные критики по-прежнему не сулили ей успеха. Банальная история деревенской простушки, которая приехала из деревни с мечтой о карьере актрисы, вряд ли покорит зрителей. А она покорила. Фильм был признан в 1963 году в СССР лучшей картиной года, а Савинова стала лучшей актрисой. Ей было 37 лет. Казалось, что сейчас можно наверстать упущенное. Но вмешалась болезнь. 

Екатерина Савинова в роли кухарки Матрены в «Женитьбе Бальзаминова» Фото: Кадр из фильма

Савиновой приходилось по нескольку раз в год лежать в больнице. Болезнь нанесла точечный и глубокий удар по нервной системе, что привело к болезни, симптомы которой походили на шизофрению. Актрисе слышались голоса. Порой она пропадала на несколько дней. Ее находили где-нибудь в Подмосковье, а она не могла вспомнить, как там оказалась. Однажды в Москве на улице Катю встретила актриса Людмила Касаткина. Она обратила внимание, что Савинова какая-то растерянная. Оказалось, что она только выписалась из больницы. Денег у нее не было. Она хотела увидеть сына. Касаткина привела ее к себе домой, покормила. Дала денег и проводила на автобусную остановку. Ей давали небольшие роли. Единственное исключение роль кухарки в «Свадьбе Бальзаминова». Это была ее последняя крупная работа на экране. 

Не верила, что вернется из больницы

Ташков вспоминал, что каждый раз, уходя на лечение в больницу, Катя раздавала все свои немногочисленные вещи: пальто, сапоги. Она не верила, что вернется обратно. 

Незадолго до смерти она отправилась гостить к сестре в Новосибирск. В один из дней покинула квартиру и ушла в неизвестном направлении. Потом пришла страшная весть — Савинову нашли на железнодорожном пути. Трагическим днем стало 25 апреля 1970 года. Когда-то, поступая во ВГИК, она читала отрывок из «Анны Карениной», читала так, как могла только она. Тогда ее приняли во все театральные вузы, где она показывалась.

Савинова стала жертвой страшной болезни, которую в то время не умели толком лечить. Она ушла в 43 года, оставив после себя уникальные киноработы. Профессор ВГИКа Борис Бибиков, у которого Екатерина постигала азы актерского мастерства, сказал про нее: «За всю жизнь я видел много талантливых людей, но, пожалуй, только о двух людях могу сказать с такой определённостью, что только эти два человека беззаветно были преданы искусству, беззаветно любили его Станиславский и Савинова».