Точка в повести о гардемаринах. Светлана Дружинина – об историческом кино

Режиссер Светлана Дружинина. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Легендарная киносага о гардемаринах, «Тайны дворцовых переворотов», «Сватовство гусара». Светлана Дружинина всегда снимала воистину народное кино. И сама играла в таком же – один фильм «Девчата» чего стоит! Накануне своего 85-летия знаменитая актриса, кинорежиссёр, сценарист, народная артистка РФ Светлана Дружинина ответила на вопросы «АиФ».

   
   

«И в 60 лет романтики!»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: – Светлана Сергеевна, вас дома не застать: то съёмки продолжения «Гардемаринов» в Крыму, теперь вы из Великого Новгорода только вернулись…

– Там проходил фестиваль исторических фильмов «Вече», президентом которого являюсь. На открытии мы показали потрясающий фильм «Тыгын Дархан». Это имя героя якут­ского эпоса, который призывал к единению воюющих кланов с восточными и западными соседями. Очень мощное кино, испытываешь настоящее потрясение, когда осознаёшь, какой уникальной красоты, величия республика, – там более 10 Франций в этой Якутии. Можно только гордиться тем, насколько сильна наша Российская Федерация.

Был на «Вече» и день, посвящённый презентации 4-й части нашей саги – «Гардемарины-1787. Мир». А уже частично отснят пятый фильм – «Гардемарины-1787. Война».

Понимаете, мы всегда успешно дрались, когда видели противника и шли против него с открытым забралом. А вот в войне гибридной – а она была всегда – частенько, увы, проигрывали. В нашем фильме показано, как эта тайная гибридная война переходит в открытую страшную битву под Кинбурном, когда Россия ценой невероятных усилий и таланта Суворова одержала победу в том самом сражении в Крыму.

– В моей юности, помню, все девчонки были влюблены в красавцев-гардемаринов. А какой получилась 4-я часть легендарной киносаги? Годы-то идут!

– Тех, кто пойдёт в кино на «Гардемарины-1787. Мир», я прошу вспомнить, что до этого были фильмы «Гардемарины, вперёд!», «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины-3». Если не посмотрите их, будет очень трудно протянуть эту драматургическую нить. Хотя главные герои как были, так и остаются романтиками, только 60-летними. Как в жизни, так и на экране. Романтики с возрастом, конечно, мудреют, но у них бокал всё равно наполовину полон! А не как у нытиков, у которых стакан всегда наполовину пуст.

   
   

Нашим возрастным гардемаринам помогают их дети – юноша и девушка. Мы показываем кадры из картины «Виват, гардемарины!», когда герой Харатьяна перед отъездом в Пруссию прощается с Софьей – Ольгой Машной и поднимает на руки крошечного сына. А теперь это уже юноша, похожий на своего отца Алёшу Корсака, но знающий его только по рассказам своей матери (её всё так же исполняет Ольга Машная), – в те времена на флоте служили 25 лет! А у Анастасии Ягужинской – красавица-дочь Александра. Дружба молодых героев перерастает в яркую романтическую страсть, а после в истинную любовь. Всё происходящее с ними – на грани жизни и смерти. Они, как и их отцы когда-то, рискуют жизнью, помогают друг другу. А в пятом фильме отцы и дети объединяются и помогают Александру Васильевичу Суворову в сражении при Кинбурне! Это семейное кино, которое с нетерпением ждут как истинные поклонники «Гардемаринов», так и их дети и внуки…

– А долго ли ждать 5-ю часть?

– 50% фильма «Гардемарины-1787. Война» уже отсняты. Вторую часть надеемся снять весной в Крыму в заповеднике Казантип ещё до набега курортников. Если всё получится, увидим интересную работу, посвящённую нашему уникальному полководцу А. В. Суворову! Ходят слухи, что его собираются канонизировать, как и адмирала Ф. Ф. Ушакова. Давно пора! Очень обидно, что за рубежом память о Суворове чтят более, чем в России.

Я всегда работаю по историческим документам. «История России с древнейших времён» Соловьёва и «Наука побеждать» Суворова – сейчас мои настольные книги. Многие детали, имена, эпизоды того сражения в Крыму воссоздаются по реляциям, то есть отчётам, самого Суворова главнокомандующему, светлейшему князю Потёмкину. Кстати, историки мне как-то сделали комплимент: я очень бережно отношусь к датам. Наверное, ко мне можно придраться по мелочам – но, простите, я не делаю хроникальное кино, я имею право на определённую творческую фантазию. Но только в пределах тех условий, которые мне диктуют имена и время.

Так что в свой немолодой день рождения я полна сил и энергии. И очень хочу сделать эти фильмы! Поставить достойную точку в повести о гардемаринах.

В гибридной войне тоже убивают

– Как вы считаете, историческое кино может приобщить сегодняшнюю молодёжь к изучению истории? А то подростки толком не знают, кто такой Ленин, не говоря уже о дате отмены крепостного права.

– Я про это вам и говорю, когда рассказываю про «Гардемарины-1787. Война». В гибридной войне, построенной на диверсиях, политических играх, тебя тоже убивают. Вернее, убивают твою память, делают манкуртом! А я хочу, чтобы подростки по­смотрели наш фильм и спросили: «А что это было в 1787 году?! Почему столько шума вокруг этой даты? А давай-ка посмотрим другие исторические фильмы, вдруг там будет тоже интересненько?»

То, что современная молодёжь многого не знает, это не их вина – это их беда. Народ без истории – это народ без корней. Он как высохшая трава перекати-поле, которую сжигают за ненадобностью. И наша молодёжь не знает о том, что наша страна – единственная такая на всём маленьком, круглом зелёном шарике с такой великой историей.

– «Дело было в Пенькове», «Девчата», «На семи ветрах»… Не жалеете, что с такой красотой, таким талантом актриса Дружинина так мало сыграла?

– Я никогда не хотела быть актрисой. В кинематограф пришла случайно: получила серьёзную травму в балетной школе при Большом театре. Я вела программу своего курса по телевидению из Зала им. Чайковского. Меня увидел режиссёр Самсон Самсонов, и на следующий день я оказалась на съёмочной площадке. Кино покорило меня навсегда. В нём есть всё, чему меня учили: и музыка, и балет, и опера, и драматургия. Тем не менее повторю: никогда не хотела быть актрисой, мечтала быть кинорежиссёром. Это великая профессия! В ней важно понимать: а что ты хочешь сказать? Без этого не надо лезть в это потрясающее дело, которое становится твоей жизнью.

– Но, помню, в нашем прошлом интервью вы сказали, что как актриса не состоялись и немножко об этом грустите.

– Да, я не до конца состоялась. Но не потому, что как актрису меня не звали. Просто я ничего не искала, никогда не пробивалась, не ходила на пробы. Я должна была закончить институт, 3 года отработать и только после этого поступать на режиссуру. Вот и всё! Что мне дали за эти 3 года играть, то я и сделала – сыграла в 15 фильмах. Три вошли в золотой фонд нашего кинематографа, и слава тебе господи.

– Съёмки в сложнейших условиях, фестивали, преподавательская, общественная деятельность. Светлана Сергеевна, когда с вами общаюсь, у меня всегда ощущение: у Дружининой есть подключение к розетке 220 вольт.

– У всех есть колоссальное количество сил – и физических, и психических, и духовных, и душевных. Не надо себя жалеть, лениться – надо просто трудиться и жить наотмашь, каждый день встречать радостным вдохом, улыбкой. Сказать: «Господи, какое счастье! У меня руки, которые движутся, ноги, на которых я хожу, голова, которая соображает. Глаза, которые видят мир, свою семью, своего любимого мужа, своих детей, внуков». О чём вы говорите? Это уже счастье. А когда я ещё и работаю, то жизнь моя удалась. Потому что работа, кино – это способ моей с Анатолием Михайловичем жизни. (Муж – оператор Анатолий Мукасей. – Ред.) Может, поэтому и живём более 60 лет вместе.