«Терплю с колоссальным трудом». Чем опять недоволен Андрей Макаревич?

Андрей Макаревич. © / www.globallookpress.com

У российской интеллигенции, вернее, той ее части, которая считает себя наиболее одухотворенной, есть вечная проблема — уж очень ей неказистый достался народ. Да и страна в целом, по их мнению, так себе.

   
   

«Нас поссорили со всем цивилизованным миром, нас поставили на грань войны»

Одним из наиболее громких рупоров, выражающих данную точку зрения, является лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич.

На своей странице в Facebook музыкант опубликовал пост, полный гражданского звучания, в котором он заявил, что терпит из последних сил: «И вот что я не могу понять — как мы всё это терпим? Нас поссорили со всем цивилизованным миром, нас поставили на грань войны, от нашего лица этому миру хамят, нам врут, водят за нос, от законов не осталось даже видимости — зачем? — человека сейчас можно судить прямо в колонии, чтоб два раза не вставать, любой, заикнувшийся о свободных выборах — уже террорист, а править нами, видимо, собираются вечно — нормально, терпим. Нравится? Ой, я знаю, что мне сейчас прилетит: а сам-то? Не нравится — чемодан-вокзал-Израиль! И сам терплю. С колоссальным трудом».

Незадолго до этого Макаревич выложил фото при полном параде — вся грудь в орденах и медалях. У главного «машиниста» действительно нет недостатка в титулах и званиях: он народный артист Российской Федерации, кавалер Ордена Почета и ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени», а кроме того, отмечали его наградами и другие государства, а также общественные организации.

Правда, не очень понятно, гордится этим «иконостасом» Макаревич или стесняется его?

Гонимый «мажор»

С Андреем Вадимовичем вообще все сложно. Сам он рассказывает о жестоких притеснениях в советские годы за творчество, но коллеги напоминают, что в «мрачных 1970-х» тестем гонимого музыканта был популярнейший в СССР международный обозреватель Игорь Фесуненко, который, как свидетельствовал в своих воспоминаниях участник группы «Машина времени» Петр Подгородецкий, не раз помогал зятю.

В 1985 году на советские киноэкраны вышел фильм «Начни сначала», в котором Макаревич сыграл главную роль, а саундтреком к ленте звучали его собственные песни. Такие проекты в СССР делали только для Аллы Пугачевой, Софии Ротару... и гонимого лидера «Машины времени».

   
   

И, кажется, со временем Андрей Вадимович, вполне благополучный человек, сам себя уверил в том, что он жертва неправильной страны и неправильного народа. И уверил настолько, что стал негодному народу ставить на вид его негодность.

«У вас это отношение европейское, у нас — испорченное кочевниками»

В начале 2014 года Макаревич активно поддержал «Евромайдан» и резко осудил жителей Крыма, решивших присоединиться к России. «Я знаю одно: нам всем придётся расплачиваться за свою дурость и нежелание по-настоящему вникать в то, что происходит. Похмелье будет горьким. Не знаю, когда, но будет обязательно, потому что мы все — часть природы, а природа тяготеет к равновесию. Как бы маятник ни отъехал, он пойдёт обратно, обязательно, это вопрос времени», — это самое мягкое из высказываний Макаревича о присоединении Крыма. Жителям Донбасса, выступившим против государственного переворота, совершённого в Киеве, Макаревич предложил эмигрировать в Россию. В этом смысле он опередил президента Украины Владимира Зеленского, который теперь тоже предлагает жителям Донбасса убираться с родной земли. Поневоле задумаешься — не Андрей ли Вадимович подсказал коллеге по цеху эту идею?

В марте 2015 года Макаревич дал интервью белорусскому изданию «Будзьма беларусамi», где рассказал, чем белорусы отличаются от русских: «Разница есть, конечно. Хотя бы даже в отношении к природе. У вас это отношение европейское, у нас — испорченное кочевниками. Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах: они завтра едут дальше. Можно не заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русских это осталось со времён татарского ига».

«80 процентов населения земли — идиоты... Себя я зачислил в эти оставшиеся двадцать»

В день похорон одного из лидеров ополчения ДНР Арсения Павлова (позывной «Моторола») музыкант писал на своей странице в Facebook: «Ребята, совершенно серьёзно обращаюсь к более юридически подкованным, чем я: существует ли в России закон, запрещающий гражданам России участвовать в боевых действиях за пределами страны? Если закон такой есть и наша стремительная Дума его ещё не отменила, то гражданин России по прозвищу Моторола, согласно этому закону, — преступник. Или нет такого закона?»

В марте 2018 года, побывав в США, Макаревич написал в социальной сети: «Каких-то три года не был в Америке. И впервые поразило — насколько они спокойнее, веселее и добрее нас. Это не они стали лучше — они не стали лучше. Это с нами происходит что-то ужасное». Комментарий одного из пользователей: «Поразительно, насколько эффективна госпропаганда в современной России, в советское время она вызывала только смех. Видимо, шовинизм более близок темной стороне человеческой натуры». Макаревич ответил: «Ей-богу, мне кажется, они открыли какой-то двадцать пятый кадр, который реально превращает людей в злобных дебилов».

В 2019 году, войдя в состав общественного совета комитета по культуре Госдумы, Макаревич в интервью изданию «Лента.ру» сказал: «Будучи врагом всяческих запретов, я тем не менее сам попросил об одном запрете: давайте запретим орать по телевизору. Запретим орать одновременно нескольким выступающим. Потому что это просто калечит психику людей. Прости меня, но вообще 80 процентов населения земли — идиоты. Надо это принять как данность».

На уточняющий вопрос корреспондента Макаревич пояснил, что сам в категорию «идиотов» не входит: «Да, себя я зачислил в эти оставшиеся двадцать».

«Я на своих 16 квадратных аршинах сидел и сидеть буду!»

Занимательный момент — когда люди начинают выражать свое возмущение относительно хамоватого поведения титулованного музыканта, он не прочь написать обращение к власти: помогите, мол, обижают. И власть, что интересно, на жалобы Макаревича реагирует. И порой реагирует куда быстрей, чем на жалобы тех, кого он поливает, не ограничивая себя в выражениях.

Образно говоря, музыкант стал этаким пьющим отцом, который, являясь в дом, начинает сквернословить и грозить домашним, одновременно требуя признаний в любви к себе и проверяя, не затевают ли измученные родственники чего-нибудь в отношении него самого.

А «родственники» давно ничего не затевают — они и рады были бы, если «пьющий отец» съехал куда угодно.

Есть подозрение, что усидчивость Андрея Вадимовича «на своих шестнадцати аршинах» объясняется совсем другим. Ни Тома Джонса, ни Фредди Меркьюри из него не вышло, как и «Машина времени» — это, простите, далеко не «Битлз». Нажитые капиталы, конечно, позволяют Андрею Вадимовичу съехать на милый сердцу Запад, но проблема в том, что там его никто, кроме эмигрантов, не знает, и он даром никому не нужен.

А Макаревич — человек честолюбивый, и как бы он ни гневался на народец, он жить не может без того, чтобы чернь узнавала его и им восхищалась.

Так что, видимо, главный «машинист» будет терпеть и дальше. Он нас, а мы его — такая вот диалектика жизни.