Театральный менеджер. Как фабрикант Станиславский стал великим режиссером

Константин Станиславский в 1938 году. © / Commons.wikimedia.org

Всемирно знаменитый русский актёр и режиссёр, теоретик сценического искусства, создатель уникальной актерской системы, почётный академик Академии наук СССР, Народный артист СССР Константин Алексеев, которого весь мир знает под фамилией Станиславский, родился 17 января 1863 года в Москве.

   
   

К театру фабриканты и промышленники Алексеевы отношения не имели. Исключение составляла лишь бабушка Константина — французская актриса Мари Варлей. Когда-то она приехала на гастроли в Петербург из Парижа. Дед Станиславского Василий Абрамович Яковлев, будучи страстным театралом, увидел красавицу-француженку на сцене Михайловского театра и влюбился. Их брак не был зарегистрированным, но у Яковлева и Варлей родились две дочери — Мари и Адель, в крещении Мария и Елизавета. Однако вскоре семья распалась — Мари увлеклась другим мужчиной, который официально предложил ей руку и сердце. Дочек Василий Абрамович актрисе отдать отказался.

С бабушкой Константин Станиславский никогда не общался, но был уверен, что страсть к театру у него именно от бабки. В своей знаменитой книге «Моя жизнь в искусстве» Станиславский рассказывал: «Моя мать была дочерью известной в свое время парижской артистки Варлей, приехавшей в Петербург на гастроли...». Но брат его Владимир Сергеевич Алексеев на рукописи, готовившейся к изданию в России в 1926 году, приписал на полях: «Совсем не „известной“ и, скорее всего, не артистки, а кокотки».

Кстати, знаменитая советская «красавица, комсомолка» Наталья Варлей происходит из семьи тех самых Варлей и является дальней родственницей Станиславского. 

Константин Станиславский в 1912 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Фабриканты Алексеевы были людьми очень богатыми (они производили канитель — очень тонкую золотую и серебряную проволоку, которая использовалась в том числе для вышивки церковных облачений) и всем своим девяти детям уделяли огромное внимание. Костю, к примеру, удалось избавить от многих недугов, которыми он страдал в детстве: рахит, слабый иммунитет, огромные проблемы с дикцией, из-за чего мальчик до 10 лет не выговаривал буквы «р» и «л». Дети в семье Алексеевых занимались иностранными языками, танцами, им преподавали фехтование. Три года Костя учился в гимназии при Институте восточных языков, но попросил его оттуда забрать. Увидев интерес Константина к постановкам, на которые его водили, родители построили для мальчика домашний театр, который назвали «Алексеевский кружок». Там ставились его первые спектакли и оперетты.

С родителями Константин Сергеевич жил до 40 лет, продолжая фабричное дело отца. Он, кстати, оказался достаточно эффективным директором фабрики. А по вечерам играл в спектаклях в Алексеевском кружке и на разных любительских сценах. В своей книге основатель собственной системы пишет о том периоде: «Приходилось участвовать нередко в компании каких-то подозрительных лиц. Что делать? Играть было негде, а играть до смерти хотелось. Тут бывали и шулера, и кокотки. И мне, человеку „с положением“, директору Русского музыкального общества, выступать в такой обстановке было далеко не безопасно с точки зрения моей „репутации“. Приходилось скрыться за какой-нибудь выдуманной фамилией. И я искал ее в надежде, что она действительно меня скроет. В то время я увлекался одним любителем, доктором М., игравшим под фамилией Станиславского».

   
   

Как вспоминают брат и сестра Станиславского, звали этого доктора Марков Алексей Федорович. Когда Станиславский в 1898 году вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, доктора Маркова он не забыл. Константин Сергеевич звал его на все премьеры и сажал с семьей в первый ряд партера.

А вот отцом Станиславский стал, ещё живя в родительском доме. В середине июля 1883 года горничная Алексеевых, крестьянская девушка Авдотья Копылова родила от Константина Сергеевича мальчика. Исследователи биографии Станиславского отмечают, что дед, Сергей Владимирович Алексеев, усыновил своего незаконнорожденного внука: «Дуняшин мальчик воспитывался совместно с младшими детьми Сергея Владимировича и Елизаветы Васильевны. Посторонним посетителям Дуняшиного Володю представляли как воспитанника Константина Сергеевича».

Константин Станиславский с его будущей женой Марией Лилиной в 1889 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Со своей единственной законной супругой Константин Сергеевич познакомился благодаря любви к сцене. В любительском театре рядом с ним играла Мария Петровна Перевощикова, взявшая псевдоним Лилина — внучка профессора, дочь известного нотариуса, окончившая Екатерининский институт благородных девиц. Константин Станиславский и Мария Лилина играли влюбленных в спектакле «Коварство и любовь» и удивлялись, насколько легко им даются любовные сцены. «Мы слишком естественно целовались, — писал потом театральный реформатор. — И наш секрет открылся в том числе и для нас самих».

Летом 1889 года Станиславский и Лилина обвенчались. В 1890 году у них родилась дочь Ксения, но вскоре девочка умерла от пневмонии. Через год в семье появилась на свет еще одна дочь — Кира. Кира Константиновна Алексеева-Фальк стала известной в свое время художницей и вышла замуж за одного из самых именитых живописцев еврейского театра на идише Роберта Рафаиловича Фалька.

В 1894 году у пары родился сын Игорь, впоследствии ставший хранителем Дома-музея Станиславского.

Надо сказать, что Мария Петровна никогда не ревновала мужа к молодым актрисам МХАТа. Она знала, что единственная страсть ее мужа вовсе не женщины, а театр. Даже Айседора Дункан не смогла покорить сердце Константина Сергеевича. Станиславский говорил о своей верности семье: «В этом отношении я эгоист. Еще увлечешься, бросишь жену, детей...».

Константин Станиславский и Ольга Книппер в роли Ракитина и Натальи («Месяц в деревне» Ивана Тургенева) в 1909 году. Фото: Commons.wikimedia.org

И всё же в этом браке были свои проблемы. Как вспоминают исследователи творчества Станиславского, «Мария все чаще болеет, но Константин не верит, что это происходит на самом деле». В это время Лилина с детьми жила у брата мужа в Харькове. Станиславский, приезжая к ним, погружается в семейные хлопоты. Но если жена начинала говорить о бытовых проблемах, он обрубал: «Ты становишься скучной и неинтересной».

Константин Станиславский в 1936 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Слабое здоровье от матери унаследовал и сын — окончив три курса историко-филологического факультета Московского университета, Игорь заболел туберкулезом и не мог продолжить учёбу. Как пишет театральный деятель, педагог, мемуарист Вадим Шверубович: «Тихий, нежный Игорь» — вечное опасение и забота Станиславского. Необходимость оплачивать его лечение была одной из причин, побудившей Станиславского принять заказ американского издательства и надиктовать «Мою жизнь в искусстве».

Внебрачный сын Станиславского тоже достиг немалых высот — Владимир Сергеевич Сергеев, стал знаменитым учёным, профессором МГУ, завкафедрой древней истории МГУ.

В 1938 году, посмертно, вышла в свет книга Константина Станиславского «Работа актера над собой». Легендарный театральный деятель в начале своего грандиозного труда, который он писал 10 лет, написал: «Посвящаю свой труд моей лучшей ученице, любимой артистке и неизменно преданной помощнице во всех моих театральных исканиях — Марии Петровне Лилиной».