Актриса Татьяна Пилецкая 2 июля отмечает 95-летие. Накануне она отыграла премьеру спектакля «Рок-н-ролл на закате», поставленного в Санкт-Петербурге специально к её юбилею.
В интервью aif.ru она рассказывает об удивительных встречах и ролях, которые выпали на её почти век.
«Кума, хочу нарисовать таточку»
Ольга Шаблинская, aif.ru: — Татьяна Львовна, кажется, ваша биография достойна того, чтобы её экранизировали. Начать с того, что вас писал сам Петров-Водкин...
Татьяна Пилецкая: — ...когда мне ещё не было 10 лет. Художник был близким другом моих родителей. Папа, инженер-химик, работал в Шувалове под Ленинградом. А семья Кузьмы Сергеевича в Шувалове жила. Там они и познакомились. Дружба их длилась до последних дней. Петров-Водкин даже стал моим крёстным отцом.
А однажды художник и мой папа вместе сняли дачу. Там мы вместе с дочерью Петрова-Водкина Леной и детьми художника Голубятникова подготовили для взрослых концерт-сюрприз. Я читала стихи и танцевала. После этого Петров-Водкин сказал моей маме: «Кума, я хочу нарисовать Таточку». Мама согласилась. Надела на меня красивое платье, и я позировала ему пять сеансов. Признаюсь, это было делом непростым. Ребёнку же сложно долго сидеть неподвижно. Портрету он дал название «Девочка с куклой» («Портрет Татули»). Я этот свой детский портрет видела всего несколько раз в жизни. Например, когда ходила с отцом на персональную выставку Петрова-Водкина в Русский музей, где выставлялась эта картина.
— В интернете указано, что вашего отца звали Людвиг Львович Урлауб. Почему тогда у вас отчество Львовна?
— Это невесёлая страница жизни. В 1937 г. отец был репрессирован. А в 1941 г. нашу семью из-за немецкого происхождения папы на 15 лет сослали из Ленинграда на Урал, в Молотов, сегодня это Пермь. Потом я вернулась и в 1945 г. окончила Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой.
Когда пришла пора получать паспорт, мама рассказала, что настоящее имя моего папы Лев Людвиг Эрих-Мария. Поэтому я взяла отчество Львовна. Папа на меня не обиделся, он всё правильно понял. Отец вернулся в Ленинград из ссылки в 1956-м.
Цвет глаз золушки и вертинский
— К тому времени вы уже были востребованной актрисой. В 1956 г. на экраны вышел фильм «Разные судьбы», где вы исполнили одну из самых известных своих ролей. А до этого сыграли в «Золушке». Какие воспоминания остались о съёмках с Раневской, Жеймо?
— Фильм-сказку «Золушка» снимали на «Ленфильме» в 1947 г. Меня, 19-летнюю выпускницу «Вагановки», пригласили сыграть даму на балу. Эти танцы мы репетировали бесконечно, танцевали в прямом смысле слова до упаду. Мачеху играла моя любимая Фаина Раневская. Помню, как она возмущалась: «Что это все опаздывают, а я уже пришла?!»
Меня поразила миниатюрность Золушки — Янины Жеймо: её рост был всего 148 см! Но съёмки крупных планов проходили сложно. Жеймо было 38 лет, поэтому гримёры тщательно накладывали грим на артистку, чтобы скрыть её истинный возраст. Но Янина знала, каким боком повернуться к камере, когда уйти в тень.
— Благодаря новым технологиям знаменитые советские чёрно-белые фильмы теперь можно «раскрасить». Как вы отнеслись к цветному варианту «Золушки»?
— Я категорически против раскрашивания! В те годы цветное кино уже снималось. Если бы режиссёры захотели сделать «Золушку» в цвете, сделали бы.
Когда фильм решили расцветить, у меня спрашивали, какого цвета были глаза у Янины Жеймо и в каком платье я танцую на балу. Я сказала, что глаза у Золушки были серые, а мне сшили платье из парчи небесно-голубого цвета. И вдруг в цветной «Золушке» я появляюсь в розовом платье, на шее мне нарисовали бусы, которых и в помине не было, а глаза у Жеймо голубые! Мне кажется крайне странным такое отношение к киноклассике.
— Говорят, в первой серьёзной роли в кино вы снялись благодаря Александру Вертинскому. Это правда?
— Мне тогда было 25 лет. Я попала на концерт Вертинского в Ленинграде. После выступления благодаря приятельнице моей мамы мы прошли в его гримёрку. Узнав, что я окончила хореографическое училище, Александр Николаевич заявил, что с такой фигурой и с таким лицом мне обязательно надо сниматься в кино. И добавил, что сейчас идёт работа над фильмом «Княжна Мэри» и роль Веры будто именно для меня написана. Вскоре меня вызвали на кинопробы в Москву, на Киностудию им. Горького. Так я сыграла одну из главных ролей в экранизации романа Лермонтова «Герой нашего времени».
«Даже не посмотрел в мою сторону»
— Вы всю жизнь живёте и играете в театре в Питере. Мыслей переехать в Москву никогда не возникало?
— Нет, признаюсь. Знаете, мы в Питере намного проще живём, актёры доброжелательнее друг к другу относятся, у нас нет жёсткой конкуренции. В Москве же каждый день приходится бороться за место под солнцем. Помню, иду я как-то по «Мосфильму», навстречу мне Зинаида Кириенко. Я — ей: «Зиночка, как я рада тебя видеть!» А она даже не остановилась, только поздоровалась.
— Между вами и Кириенко был конфликт?
— Не было никакого конфликта! Просто зачем я ей была нужна в Москве? Конкуренция ведь.
Или, к примеру, с Иваром Калныньшем мы играли в двухсерийном фильме-оперетте «Сильва». Великолепный состав: Виталий Соломин, Игорь Дмитриев, Павел Кадочников. Калныньш играл главную роль — Эдвина фон Веллергейма. А я — его мать княгиню. Съёмки проходили замечательно...
И вот спустя время мы случайно встречаемся снова — уже в Москве. Я его радостно поприветствовала: «Ивар, привет!» А он едва посмотрел в мою сторону, сквозь зубы произнёс «привет» и прошёл мимо. Я была поражена таким высокомерием и недоброжелательностью.
Никогда не могла этого понять. Мне кажется, даже если с твоей ролью что-то пошло не так, это не повод портить отношения с коллегами.
Главный вопрос
— Глядя на вас, трудно поверить, что вам 95 лет: стройная, красивая, востребованная и в театре, и в кино. Память потрясающая — целые поэтические программы читаете наизусть! Раскроете секрет такой отличной формы?
— Главное — держать спину. Не понимаю, как можно выйти на улицу небрежно одетой. Меня же узнают люди, поэтому не могу выглядеть кое-как. На диетах я никогда не сидела, ничего с собой не делала, никакой пластики. Считаю, это лишнее. Просто нужно активно и интересно жить. Ещё, наверное, дело в генетике. И, возможно, помогает востребованность, о которой вы сказали. Это ведь постоянный тренинг.