1 февраля Екатерине Максимовой исполнилось бы 80 лет. В самом начале своей карьеры она планировала посвятить балету максимум два десятилетия, а потом уйти на заслуженный отдых, однако на деле осуществить задуманное так и не смогла. На сцену она выходила до 60 лет, не могла отказаться от постоянно поступающих ей заманчивых предложений. К юбилею артистки АиФ.ru собрал любопытные факты из ее биографии.
1. «Мадам нет»
Максимова — одна из немногих артисток балета, написавших автобиографию. Книга «Мадам нет» вышла в свет в 2003 году. Почему «Мадам нет»? Этим прозвищем танцовщицу когда-то наградил ее друг, фотограф Анри Лартиг. Несмотря на талант, Максимова всегда была неуверенной в себе. Когда балерине предлагали новые проекты и партии, первым словом, которое она говорила, было именно «нет»: «Нет, я не смогу. Ну что вы, конечно же, нет!» К счастью, это не помешало ей построить потрясающую карьеру и стать настоящей звездой Большого театра.
2. «Неправильные» пальцы
У Максимовой с детства большие и соседние с ними пальцы на ногах были разной длины. Этот факт несколько смутил приемную комиссию, когда девочка поступала в Московское хореографическое училище. Некоторые экзаменаторы считали, что с такой особенностью она не сможет встать на пуанты. Но все опасения оказались напрасными. Правда, всякий раз, когда Екатерина надевала подобную обувь, ей приходилось использовать специальную обмотку для пальцев.
3. Сладкая парочка
Важным человеком в жизни Екатерины Максимовой был ее партнер по сцене и муж Владимир Васильев, с которым она впервые встретилась во время поступления в хореографическое училище. Романтические отношения между ними завязались в старших классах, но, когда оба были зачислены в труппу Большого театра, влюбленные расстались. Лишь спустя три года они снова сошлись и больше уже не расставались. 3 июня 1966 года танцовщики узаконили свои отношения, что называется, «на скорую руку», ведь сразу после регистрации им нужно было бежать на репетицию, а на следующий день — лететь в Париж. Во французской столице проходила премьера фильма «СССР с открытым сердцем» с участием Максимовой и Васильева.
4. Великие педагоги
В училище Екатерина постигала азы профессии у прославленной балерины и педагога Елизаветы Гердт, а в Большом театре педагогом-репетитором Максимовой стала легендарная Галина Уланова, с которой они отлично ладили. Галина Сергеевна всегда следила за успехами своей подопечной и часто после выступления танцовщицы делала подробный анализ ее работы: сначала немного хвалила, а потом по пунктам перечисляла те места, где Екатерина могла проявить себя еще лучше. Метод «кнута и пряника» Улановой помогал балерине постоянно находиться в тонусе.
5. «Дочь» из Японии
Несмотря на успешную карьеру, Максимова хотела стать мамой, но так и не смогла осуществить свою мечту. Каждая новая беременность заканчивалась для балерины выкидышем, однажды она потеряла ребенка, находясь уже на пятом месяце. Когда врачи сказали артистке о рисках для здоровья будущего малыша, связанных с разными резус-факторами крови супругов, она раз и навсегда отказалась от идеи родить. Позже она все же стала мамой, правда, крестной, для своей японской ученицы Юкари Сайто. Это произошло в середине девяностых годов.
6. Травма
В жизни балетных артистов случаются серьезные травмы, Максимова не исключение. В 1975 году на репетиции «Ивана Грозного» танцовщица повредила позвоночник. Врачи почти единогласно вынесли ей вердикт: «Больше никакой сцены». Однако у доктора Владимира Лучкова на этот счет было другое мнение. Мужчина не только сумел поставить Максимову на ноги, но и помог ей вернуться в Большой театр. Это произошло 10 марта 1976 года. После спектакля коллеги по цеху встречали Екатерину бурными аплодисментами, ведь ей удалось сделать невозможное.
7. Прощание с Большим театром
В Большом театре Екатерина проработала около 30 лет, пока ее и других работников «пенсионного возраста» не попросили, что называется, покинуть помещение. Тогда уволили не только Максимову и Васильева, но и ряд других именитых, но уже действительно немолодых артистов, среди которых была и Майя Плисецкая. Но без работы Екатерина не осталась. В 1990 году она стала педагогом-репетитором тогда еще только появившегося театра «Кремлевский балет» и даже танцевала в составе труппы в «Золушке». Первоначально Максимова должна была ставить постановку, однако у театра не было денег, чтобы сделать эскизы костюмов. Васильев обратился за помощью к своему знакомому художнику из Дома Нины Риччи Жерару Пипару. Тот в ответ пообещал не только сделать эскизы, но и отшить костюмы за свой счет, только при одном условии: в его творениях на сцене появятся Максимова и Васильев. Артисты с удовольствием приняли это предложение.
8. Танцуют другие
Уходя из Большого театра, Максимова не предполагала, что еще когда-нибудь будет там работать. Но в 1998 году она снова оказалась в Большом. Первым в родные стены вернулся Владимир Васильев. В 1995 году его назначили художественным руководителем-директором ГАБТ. Когда танцовщик решил поставить «Жизель», то пригласил супругу подготовить партию с начинающей артисткой второго состава Светланой Лунькиной, которой в тот момент было всего 18 лет. Екатерина согласилась, хотя первое время работала с будущей Жизелью, даже не числясь в театре официально.
9. Последний выход
В последний раз на родную сцену Большого театра Максимова вышла по случаю своего юбилея. 1 февраля 1999 года ей исполнилось 60 лет, и она танцевала в мини-балете Кларка «Сады Вилландри» на музыку Шуберта, который специально поставили ко дню рождения балерины.