Талант и неуверенность. 9 фактов из биографии Екатерины Максимовой

Екатерина Максимова. © / Борис Виленкин / РИА Новости

1 февраля Екатерине Максимовой исполнилось бы 80 лет. В самом начале своей карьеры она планировала посвятить балету максимум два десятилетия, а потом уйти на заслуженный отдых, однако на деле осуществить задуманное так и не смогла. На сцену она выходила до 60 лет, не могла отказаться от постоянно поступающих ей заманчивых предложений. К юбилею артистки АиФ.ru собрал любопытные факты из ее биографии.

   
   

1. «Мадам нет»

Максимова — одна из немногих артисток балета, написавших автобиографию. Книга «Мадам нет» вышла в свет в 2003 году. Почему «Мадам нет»? Этим прозвищем танцовщицу когда-то наградил ее друг, фотограф Анри Лартиг. Несмотря на талант, Максимова всегда была неуверенной в себе. Когда балерине предлагали новые проекты и партии, первым словом, которое она говорила, было именно «нет»: «Нет, я не смогу. Ну что вы, конечно же, нет!» К счастью, это не помешало ей построить потрясающую карьеру и стать настоящей звездой Большого театра. 

2. «Неправильные» пальцы 

У Максимовой с детства большие и соседние с ними пальцы на ногах были разной длины. Этот факт несколько смутил приемную комиссию, когда девочка поступала в Московское хореографическое училище. Некоторые экзаменаторы считали, что с такой особенностью она не сможет встать на пуанты. Но все опасения оказались напрасными. Правда, всякий раз, когда Екатерина надевала подобную обувь, ей приходилось использовать специальную обмотку для пальцев.

Екатерина Максимова в роли Китри и Владимир Васильев в роли Базиля в балете Минкуса «Дон Кихот». Фото: РИА Новости/ Г. Соловьев

3. Сладкая парочка

Важным человеком в жизни Екатерины Максимовой был ее партнер по сцене и муж Владимир Васильев, с которым она впервые встретилась во время поступления в хореографическое училище. Романтические отношения между ними завязались в старших классах, но, когда оба были зачислены в труппу Большого театра, влюбленные расстались. Лишь спустя три года они снова сошлись и больше уже не расставались. 3 июня 1966 года танцовщики узаконили свои отношения, что называется, «на скорую руку», ведь сразу после регистрации им нужно было бежать на репетицию, а на следующий день — лететь в Париж. Во французской столице проходила премьера фильма «СССР с открытым сердцем» с участием Максимовой и Васильева.

4. Великие педагоги

В училище Екатерина постигала азы профессии у прославленной балерины и педагога Елизаветы Гердт, а в Большом театре педагогом-репетитором Максимовой стала легендарная Галина Уланова, с которой они отлично ладили. Галина Сергеевна всегда следила за успехами своей подопечной и часто после выступления танцовщицы делала подробный анализ ее работы: сначала немного хвалила, а потом по пунктам перечисляла те места, где Екатерина могла проявить себя еще лучше. Метод «кнута и пряника» Улановой помогал балерине постоянно находиться в тонусе.

5. «Дочь» из Японии

Несмотря на успешную карьеру, Максимова хотела стать мамой, но так и не смогла осуществить свою мечту. Каждая новая беременность заканчивалась для балерины выкидышем, однажды она потеряла ребенка, находясь уже на пятом месяце. Когда врачи сказали артистке о рисках для здоровья будущего малыша, связанных с разными резус-факторами крови супругов, она раз и навсегда отказалась от идеи родить. Позже она все же стала мамой, правда, крестной, для своей японской ученицы Юкари Сайто. Это произошло в середине девяностых годов.

6. Травма

В жизни балетных артистов случаются серьезные травмы, Максимова не исключение. В 1975 году на репетиции «Ивана Грозного» танцовщица повредила позвоночник. Врачи почти единогласно вынесли ей вердикт: «Больше никакой сцены». Однако у доктора Владимира Лучкова на этот счет было другое мнение. Мужчина не только сумел поставить Максимову на ноги, но и помог ей вернуться в Большой театр. Это произошло 10 марта 1976 года. После спектакля коллеги по цеху встречали Екатерину бурными аплодисментами, ведь ей удалось сделать невозможное.

   
   
Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

7. Прощание с Большим театром

В Большом театре Екатерина проработала около 30 лет, пока ее и других работников «пенсионного возраста» не попросили, что называется, покинуть помещение. Тогда уволили не только Максимову и Васильева, но и ряд других именитых, но уже действительно немолодых артистов, среди которых была и Майя Плисецкая. Но без работы Екатерина не осталась. В 1990 году она стала педагогом-репетитором тогда еще только появившегося театра «Кремлевский балет» и даже танцевала в составе труппы в «Золушке». Первоначально Максимова должна была ставить постановку, однако у театра не было денег, чтобы сделать эскизы костюмов. Васильев обратился за помощью к своему знакомому художнику из Дома Нины Риччи Жерару Пипару. Тот в ответ пообещал не только сделать эскизы, но и отшить костюмы за свой счет, только при одном условии: в его творениях на сцене появятся Максимова и Васильев. Артисты с удовольствием приняли это предложение. 

Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

8. Танцуют другие

Уходя из Большого театра, Максимова не предполагала, что еще когда-нибудь будет там работать. Но в 1998 году она снова оказалась в Большом. Первым в родные стены вернулся Владимир Васильев. В 1995 году его назначили художественным руководителем-директором ГАБТ. Когда танцовщик решил поставить «Жизель», то пригласил супругу подготовить партию с начинающей артисткой второго состава Светланой Лунькиной, которой в тот момент было всего 18 лет. Екатерина согласилась, хотя первое время работала с будущей Жизелью, даже не числясь в театре официально.

9. Последний выход

В последний раз на родную сцену Большого театра Максимова вышла по случаю своего юбилея. 1 февраля 1999 года ей исполнилось 60 лет, и она танцевала в мини-балете Кларка «Сады Вилландри» на музыку Шуберта, который специально поставили ко дню рождения балерины.

Репродукция картины Валерия Косорукова «Екатерина Максимова». Фото: РИА Новости/ Александр Красавин