Так звучат фильмы. Чем запомнился композитор Эннио Морриконе

Эннио Морриконе. © / www.globallookpress.com

В Риме на 92-м году жизни скончался итальянский композитор и лауреат двух «Оскаров» Эннио Морриконе. Его смерть наступила из-за осложнений, вызванным падением на прошлой неделе  тогда Морриконе сломал бедро.

   
   

Дата похорон пока не называется.

Эннио Морриконе родился в Риме в 1929 году. Его отец Марио Морриконе был музыкантом, он и стал первым учителем сына, познакомил его с разными инструментами и научил читать ноты. Сын оказался весьма талантливым  свою первую музыку он написал в 6 лет, а уже в 12 лет он поступил в консерваторию, в которой занимался под руководством известного итальянского композитора Гоффредо Петрасси. Окончил полный курс Морриконе в 1946-м по классу трубы, но продолжил обучение, чтобы получить еще дипломы по композиции и аранжировке.

Ещё в консерватории он был принят в оркестр римской оперы, после консерватории писал музыку для театральных постановок, небольшие классические пьесы для фортепьяно. В начале 50-х его позвали на радио, а в конце 50-х  и на телевидение. К тому времени он уже писал музыку разного стиля, сочинял джазовые композиции и аранжировки популярных песен, участвовал в написании киномузыки (правда, без упоминания в титрах) и уже завоевал уважение в профессиональной среде. В 1964-м Морриконе стал членом группы итальянских композиторов, которые занимались авангардными импровизациями, и играл в этом объединении ключевую роль.

Но знаменитым во всем мире Эннио Морриконе сделало кино, а путь к славе ему открыл его одноклассник, начинающий режиссер Сержио Леоне. В 1964-м Леоне снял фильм «За пригоршню долларов»  итальянскую версию американских вестернов; этой картиной он открыл новый жанр, названный спагетти-вестерном. Леоне и сам стал звездой, сделал звездой исполнителя главной роли Клинта Иствуда, а заодно и написавшего ему музыку старого приятеля.

Морриконе с Леоне сотрудничали еще тридцать лет; композитор писал музыку ко всем его работам  и к «долларовой» трилогии, и к гангастерскому «Однажды в Америке», и к тем картинам, в которых Леоне был продюсером  например, к «Меня зовут Никто» 1973 года.

Но уже после «За пригоршню долларов» Морриконе начали приглашать и другие режиссеры — первое время только в Италии. Он писал музыку для фильмов Пьера Паоло Пазолини («Декамерон», «Сало, или 120 дней Содома»), Бернардо Бертолуччи, Дарио Арженто, Серджио Корбуччи, Дамиано Дамиани. Но уже тогда композитор начал выходить и на международную арену  например, его музыка звучит в совместном советско-британско-итальянском фильме «Красная палатка» и в югославской экранизации «Мастера и Маргариты» 1972 года.    
   

Уже в 1979 году Морриконе получил свою первую номинацию на «Оскар»  за музыку к фильму Терренса Малика «Дни жатвы». Правда, с премией Американской киноакадемии композитору, можно сказать, не везло. В число претендентов на награду он попадал регулярно  в 1987-м за «Миссию» Ролана Жоффе, в 1988-м  за «Неприкасаемых» Брайана Де Пальмы, в 1991-м  за «Багси» Бари Левинсона, в 2001-м  за «Малену» Джузеппе Торнаторе. Но его первым «Оскаром» стал почетный приз, который академия всё же вручила ему в 2007 году, когда Морриконе было 78 лет. А первый «Оскар» за музыку к фильму достался ему в 2016-м  за «Омерзительную восьмерку» Квентина Тарантино, с которым, кстати, Морриконе сотрудничал почти во всех фильмах после «Убить Билла».

Среди его работ в кино  «Профессионал» и «Вне закона» с Жан-Полем Бельмондо, фэнтези «Рыжая Соня» с Арнольдом Шварценеггером, итальянский криминальный сериал «Спрут», «72 метра», снятые российским режиссером Владимиром Хотиненко. Всего Эннио Морриконе написал музыку почти к 500 картинам, он стал одним из известнейших кинокомпозиторов мира.

Всю написанную к фильмам музыку он считал своими детьми и очень обижался на режиссеров, которые ревновали к успеху композиторов.

«Уважение к музыке в первую очередь должно исходить от режиссера фильма»,  был уверен Эннио Морриконе, которому, впрочем, повезло работать с теми постановщиками, которые уважали работу композитора и гордились ею.