Светлана Захарова: мировые оперу и балет нельзя представить без Чайковского

Светлана Захарова. © / Светлана Шевченко / РИА Новости

Международный фестиваль «Бенуа де ла Данс», включённый ЮНЕСКО в программу «Всемирное наследие», называют «балетным Оскаром». Вручение главного приза и гала-концерты в этом году пройдут на исторической сцене Большого театра 20 и 21 июня.

   
   

Народная артистка, прима-балерина Большого Светлана Захарова – худрук и председатель жюри фестиваля (в 2022 г. свой пост ей передал легендарный хореограф Юрий Григорович). С ней «АиФ» разговаривает о вечной классике и о том, что пытаются отменить наши современники.

Больше школ, хороших и разных

Елена Садкова, aif.ru: Светлана Юрьевна, сейчас много говорят о том, что современный балет всё активнее теснит классический. Выживет ли классика при такой конкуренции?

Светлана Захарова: Не только выживет, но и продолжит развиваться. Без классики я, честно говоря, не вижу будущего балета. Ни один академический театр не может существовать без неё. Каждая балерина мечтает станцевать прежде всего классический репертуар: Одетту и Одиллию, Китри, Жизель… И выбор зрителей, когда они смотрят на афишу, чаще всего останавливается на «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Дон Кихоте».

– К вопросу о «Щелкунчике» и «Лебедином озере». Весь прошлый год Запад пытался отменить русскую культуру, но не преуспел в этом неблагодарном деле…

– В мировой культуре всё настолько неразрывно переплетено, что невозможно что-то взять и отменить. Ну как представить оперу или балет без Чайковского? А симфонические концерты без Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича? Также и наша культура обеднеет без Моцарта, Баха, Шопена, симфоний Малера, без французских, итальянских хореографов, художников, режиссёров…

У искусства – объединяющая роль. И на международных гала-концертах, фестивалях, куда съезжается всё балетное сообщество, по-прежнему хорошая атмосфера: общение, ужины, репетиции. Или возьмите наш «Бенуа». Там жюри и участники из разных стран. Первый вечер фестиваля будет невероятно яркий. Артисты Большого ­театра покажут отрывок из нашумевшей работы Вячеслава Самодурова на музыку Юрия Красавина «Танцемания». Солисты Национального балета Китая представят фрагмент спектакля «Куда излить всю мою любовь?» – это номинация хореографа из КНР Ли Цзюнь. Солисты Казахского национального театра оперы и балета им. Абая привезут отрывок из балета «Фрески» хореографии Тимура Мынбаева, а прима-балерина сеульского Юнивёрсал-балета Кан Мисон с партнёром представят сцену из балета «Миринаэгил» хореографии Чи Пхён-гвон.

   
   

– А русский балет сохранит своё первенство в мире?

– Не люблю разговоры о том, кто лучший, кто первый. Существует несколько школ мирового уровня. Очень сильны французы, итальянцы, англичане… Позже начала претендовать на мировой уровень американская балетная школа. Сейчас быстро развиваются Китай, Корея, Япония.

Да, у нашего балета большие традиции. Но они есть и у европейских школ. Мне посчастливилось работать в разных театрах мира, с разными балетными компаниями, хореографами, партнёрами, у которых я многому научилась. Уверена: школы могут и должны быть разными. Поэтому стараюсь избегать заявлений образца «мы впереди планеты всей». Хотя мы, безусловно, должны стремиться к этому…

Тело как рабочий инструмент

– Балету начинают учиться очень рано – в 4–5 лет девочки уже часами стоят у станка в репетиционном зале. А вы в каком возрасте осознали, что все приложенные усилия не напрасны?

– В детстве я не мечтала стать балериной… Поняла, что всё не напрасно, только во время учёбы, когда стала постарше. Когда начала замечать, что у меня что-то получается лучше, чем у остальных. Когда на экзаменах комиссия оценивала меня выше других учениц. Когда я получила вторую премию на Международном конкурсе им. Вагановой в Санкт-Петербурге. И ещё я хотела оправдать мечты моей мамы – ведь именно она привела меня в балет.

– Ваш супруг – знаменитый скрипач Вадим Репин. Дочку Аню вы отдали в музыку или балет? В одном из интервью вы говорили, что можно предложить ей этим позаниматься, но в интернат, как было у вас, – никогда.

– Моя дочка пошла в спорт, она гимнастка, тренируется в Центре художественной гимнастики Ирины Винер. Аня входит в состав юниор­ской сборной России и сборной Москвы. Это её выбор, ей нравится. К тому же это очень красивый вид спорта.

– Как-то, готовясь к балету «Анна Каренина», вы сказали, что желание у вас одно – отдохнуть. А как отдыхает прима-балерина Светлана Захарова?

– Устаю я в основном физически. Моё тело – это инструмент, и оно очень сильно утомляется, особенно при интенсивной подготовке к премьере… Я ведь полностью выкладываюсь на сцене и порой после спектакля думаю: «Господи! Как я хочу отдохнуть». Но, знаете, хватает одного спокойного дня, чтобы восстановить силы. И это притом что я всё равно нахожу себе какие-то дела, в праздности день не проходит (смеётся). Я трудоголик, совсем не умею отдыхать, но учусь этому.

В свободное время стараюсь просто посидеть с книжкой, кино посмотреть. Это переключает мозг с основной работы.

Рабочий вопрос

– В кино один из любимых сюжетов – конкуренция между балеринами и те гадости, которые они друг другу подстраивают. Да и все эти легенды про то, что танцовщицы друг другу битое стекло в пуанты подсыпают, ленточки режут… Есть в этом правда?

– И конкуренция, и зависть в балете есть. Так же как и боль, и кровь. Но той жестокости, злости и подлости, которую преподносят в кино, нет. По меньшей мере за всю мою карьеру я с таким кошмаром не столкнулась ни разу.

Да и потом зависть ведь присутствует в любой профессии. И в спорте, особенно в большом, где длинная скамейка запасных, готовых в любой момент подменить ведущих, и в обычном офисе.

Впрочем, здоровая конкуренция – хороший стимул к развитию. В нашем же деле сцена – единственный судья. Талант на ней не спрячешь, но и без него ничего не достигнешь.