Светлана Захарова: «Балет – не спорт. Мужчине не дадут Одиллию танцевать»

Прима-балерина Большого театра России Светлана Захарова. © / Владимир Вяткин / РИА Новости

Правда ли — у балетных нет детства? Могут ли мужчины танцевать женские партии? Народная артистка РФ, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова ответила на вопросы «АиФ».

   
   

«Всё время хотелось домой»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Светлана, сейчас артисты часто жалуются: пандемия многим поломала планы. А у вас как?

Светлана Захарова: В Большом театре — спектакли, репетиции, подготовка к предстоящим премьерам. Жизнь кипит. Исключение — это гастроли. К сожалению, гастрольная жизнь пока не восстановилась в полном объёме. Но то, что было недавно запланировано, пока не отменяется. И конечно, меня поглотила с головой работа в образовательном центре «Сириус», где я художественный руководитель по направлению «Хореография». При первой возможности сразу лечу туда. Главная моя цель — индивидуальный подход к каждому ребёнку, поэтому лично приглашаю квалифицированных педагогов и специалистов. В «Сириус» приезжают дети от 10 до 18 лет, которые учатся в профессиональных балетных училищах. Следующая смена будет во время январских каникул. До 25 ноября мы принимаем заявки, а после отбора самые лучшие студенты приедут на занятия в «Сириус». Так же к нам могут приехать детки из детских школ искусств от 10 до 12 лет.

— А если сравнивать с вашим детством, то...

— То, что есть у них, и то, что было у меня, несравнимо. Я поступила в Киевское хореографическое училище и жила в интернате — в городе, где я родилась, не было профессиональной балетной школы. Потом переехала в Санкт-Петербург и тоже жила в интернате Академии русского балета имени Вагановой вместе с детьми из разных городов и даже стран. А в «Сириус» дети приезжают на смену в 24 дня или во время зимних каникул.

Мне всё время хотелось к маме. В интернате все скучали по дому, особенно в маленьком возрасте. 10-летний ребёнок, который привык беззаботно и счастливо жить с семьёй и любит родителей, вдруг оказывается в чужом городе, в незнакомой обстановке. Учиться сложно, поддержать тебя некому. Моя дочь при любом вопросе сразу обращается ко мне или к бабушке, моей маме. А мне не у кого было спросить. После длинного учебного дня приходишь в комнату, уставшая и голодная, — часто на ужин из-за позднего окончания репетиций мы с девчонками не успевали, поэтому сами чем-то перекусывали, делились кто чем мог. Первые 2–3 года было очень тяжело. Приходилось выживать, воспитывать в себе силу воли. Наверное, в этом тоже что-то есть — быстро взрослеешь.

Но всё равно самые счастливые воспоминания — приезды мамы. Она в первое время практически каждые выходные навещала меня.

   
   

Папа мне в общагу всегда колбасу, заготовки домашние привозил.

Мама всегда привозила что-то вкусненькое, домашнее. Обязательно сумку яблок — её хватало на пару недель. В магазинах тогда были большие проблемы с продуктами. А потом и вовсе всё стало по купонам, талонам. Конечно, нас кормили в столовой, но плохо, всё невкусно, несъедобно. Но для меня было главное, что мама приезжала, а не то, что она привозила.

«Казалось, попала в рай»

— А были моменты: «Я не хочу больше никакого балета, хочу домой»?

— Были. Мой отец был военный. В тот год, когда я поступила в хореографическое училище, его отправили служить в ГДР. Вся семья переехала, а мне пришлось остаться в Киеве. Когда мама приехала ко мне на зимние каникулы, я потребовала, чтобы она меня забрала. «Господи, с каким трудом ты поступила в училище!» В тот год действительно был огромный конкурс — 30 человек на место. Но меня сразу приняли безо всякого блата. И тут я говорю, что не хочу больше учиться здесь. Мама сперва не могла в это поверить, но мы всё-таки уехали с ней в Германию, и вот тогда я была по-настоящему счастлива.

После полуголодной интернатской жизни я будто попала в рай — полки в магазинах ломились от продуктов, конфетки, шоколадки... А какая в городе чистота, всё ухожено. Но вскоре я стала всё чаще вспоминать Киев и своё училище, ту атмосферу, к которой, видимо, за короткое время успела привыкнуть и полюбить. В какой-то момент я поняла, что, возможно, сделала большую ошибку. Судьба так распорядилась, что мы её быстро исправили.

— Каким образом?

— Начался знаменитый вывод советских войск из ГДР. Отца отправили во Владикавказ, а мы с мамой вернулись на Украину. Так что через полгода приключений — а поездка в Германию для советского ребёнка была огромным приключением — я вернулась к балету. До сих пор поражаюсь маме — тогда ведь не было ни интернета, ни мобильных. Она каким-то образом узнала, что в конце августа, буквально за 10 дней до начала учебного года, в Киевском училище пройдёт добор детей в старшие классы. И мы опять поехали поступать. Я полгода не занималась хореографией вообще. Сейчас удивляюсь смелости, даже где-то наглости того ребёнка, вставшего к балетному станку. Меня приняли обратно в свой, но уже во второй класс.

«Мы же не спорт!»

— Меняется ли расстановка сил в мировом балете? Сейчас Азия вон как набирает обороты.

— Набирает. Азия всегда стремилась постичь наше искусство, туда переехало много наших и европейских прекрасных педагогов, так что теперь их танцовщики действительно высокого уровня. Сколько себя помню на сцене, азиаты всегда вызывали восхищение. Очень техничные солисты, ровный кордебалет, я знаю много прекрасных артистов из Азии, ставших яркими звёздами мирового уровня. Америка тоже не дремлет, там не держатся за старые традиции балетного искусства — у них этих традиций попросту нет. Поэтому идут путём новаторства, улучшая технику и возможности артистов.

— А не выпихнет ли нас Азия с пьедестала классического балета?

— В современном танце нас ещё можно подвинуть, но не в классике! У нас очень сильная классическая традиционная школа. Думаю, тут можно спать спокойно ещё какое-то время. И потом, мы же не спорт, ни с кем не соревнуемся. Нас никто не оценивает по балльной системе. В балете самый большой показатель — полный зрительный зал и гастроли: какой репертуар у театра, какие звёзды там выступают. Артист вызывает интерес у публики, и неважно, какой он национальности.

— Сейчас мир так стремительно меняется, я имею в виду трансгендеров и т. п. Может случиться так, что мужчины будут танцевать женские партии?

— В балете есть роли, которые могут исполнять и мужчина, и женщина. В «Сильфиде», например. Или в «Спящей красавице» злая фея Карабос. В других спектаклях смешных тётушек или мамаш также исполняют мужчины.

— Я имела в виду настоящую женскую классическую партию. Например, Одетта и Одиллия в «Лебедином». В художественной гимнастике же выходят красивые парни в купальниках с блёстками, и весь спортивный мир от этого всколыхнулся.

— Такого в балете быть не может. Гимнастика — всё-таки спорт, и если у парня фантастические данные и он хочет булавы кидать вместо поднятия штанги, то пусть. Кстати, если вы увидите профессиональную мужскую художественную гимнастику — настоящую — это потрясающее зрелище.