Светлана Немоляева: «Саша всё время в моих снах»

Сцена из спектакля Московского академического театра им. В. В. Маяковского «Смех лангусты». В роли Сары Бернар - народная артистка РСФСР Светлана Немоляева, в роли секретаря - Александр Лазарев. 1986 год. © / Юрий Иванов / РИА Новости

На недавней премии «Золотой орёл» в номинации «Лучшая женская роль на телевидении» победила Светлана Немоляева – она сыграла мать главного героя в комедии «Дипломат».

   
   

Зал приветствовал народную артистку РСФСР стоя. Светлана Владимировна после церемонии побеседовала с «АиФ».

«У нас случались баталии»

– Никогда не забуду, как один батюшка мне сказал: «Вы очень счастливая. Потому что вы можете видеть своего мужа очень часто и когда захотите. А представьте себе, сколько людей этого лишены. Только одни фотографии им остаются».

Саша, мой муж, такой красавец! Он и старился так красиво, был высокий, статный. И лицо совершенно гладкое, совсем без морщин. А у меня то тут морщинка появилась, то там. Я ему всё время говорила: «Зачем тебе такие щёчки? Дай мне!»

Я рано вставала, приходила в большую комнату и пасьянс раскладывала. Мама с бабушкой меня приучили. Сейчас я на планшете это делаю, а раньше у меня карты были. Саша просыпался, приходил, ложился на диван в большой комнате. Он обожал со мной разговаривать. Я пасьянсы раскладываю, он лежит… И вдруг: «Светка, представляешь, мне скоро будет 73 года!» 3 января у него день рождения. Я говорю: «Саш, ну что ты несёшь? Я старше тебя – мне уже полгода 73, и я не переживаю! А я женщина».

Вот оказался роковой рубеж для него – 73 года, через 4 месяца после дня рождения он ушёл из жизни. Но Саша очень часто в моих снах.

Хотя всякое бывало. Мы могли собачиться, ругаться по поводу театра. Так как мы люди темпераментные, были очень нетерпимы друг к другу, всё время делали замечания. Игорь Костолевский, когда у него как-то брали интервью, очень меня насмешил, сказав: «Если вы хотите узнать что-нибудь о Саше и Светлане, приходите, посмотрите, как они репетируют».

   
   

С внучкой или с сыном я себе никогда такого не позволяю. Сейчас они уже настоя­щие актёры. С Полиной мы вместе играем в родном театре им. Маяковского «Таланты и поклонники» и «Бешеные деньги», сейчас новую пьесу репетируем. Потом, после спектакля, я ей могу что-то сказать, но очень-очень деликатно – я знаю, какие актёры ранимые. Но с Сашей у нас были отношения мужа и жены, а не мамы и сына или бабушки и внучки. Поэтому у нас случались баталии.

А потом мы в одну секунду мирились! Знаете, почему так всё получалось? Потому что мы друг друга очень хорошо знали, очень. Муж знал и все мои недостатки, знал, за что мне не надо браться, а я прекрасно знала все его. У Саши была своя точка зрения на какие-то вещи. У меня включалось упрямство, не принимала критики: «Нет, я лучше знаю, я всё понимаю». А потом приходит время и ты раздумываешь, понимаешь, кто прав, кто неправ. И пробуешь что-то сделать, исходя из его замечаний.

«Светка, какая ты красивая!»

Чего больше – труда или везения в том, что у нас сложилась такая пара? Во-первых, везение – что мы вообще встретились. Во-вторых, труд. Семейная жизнь – это же обоюдный процесс, и он непростой. Чтобы получилась настоящая семья, надо в чём-то уступать, где-то стараться услышать – то, что, может, тебе и неохота слышать.

В чём муж мне уступал? Да во всём! Дома я делала всё как мне нравится, и спасибо моему Саше, который никогда мне не перечил. Надо мной все смеются: «У тебя всё в розочках», имея в виду мой интерьер. Но он надо мной не смеялся, когда я сама пыталась что-то в нашей квартире обклеить, сделать поделки забавные.

Он был джентльменом. Даже когда я была чёрт знает в каком виде – говорил, что я красивая. Сама я не считала себя красивой. Правда! И порой острила по этому поводу: я никогда не была красивой, но всегда была чертовски мила.

На даче я выглядела как бомж, совсем не по-актёрски: майка замусоленная, штаны. Моя мама шутила: «Хоть узнаём друг друга, и то слава богу». А мне удобно в такой одежде в саду копаться. Так Саша умудрялся делать мне комплименты, даже когда я была в таком дачном виде: «Светка, какая ты красивая!» Помню, чуть не упала от смеха на лопату, которой я копала. Эти его слова о другом говорят – о его душе, о его чувствах.

Муж не любил всех этих дачных работ, он только колол дрова для печки. Я тоже не занимаюсь никакими огородами, люблю цветочки – есть во мне упорство копать, сажать их, семена покупать!

«Возраст меня не пугает»

Знаете, когда я вижу по ТВ свои старые фильмы, у меня странное ощущение возникает. Тогда, в молодости, я очень часто сама себе не нравилась. А теперь постарела – и уже мне нравится, какая я там, в той картине.

Хотя сам возраст меня никогда не пугал. Можете себе представить, какое легкомыслие у меня в голове?! (Смеётся.) Когда женщина теряет уверенность в себе, в своей красоте, кто может ей эту уверенность вернуть? Только любимый человек, который скажет: «Да что ты! Ты прекрасна!» Как говорила Анни Жирардо: «Мои морщины я люблю, потому что это всё отпечатки моей жизни, моих ролей».

Все главные свои роли я сыграла у Рязанова. Эльдар Александрович обладал поразительным качеством – он умел ощущать атмосферу того времени. А то время было очень интересное: люди, выходя за порог своего дома, говорили одно, и совсем другое общение шло дома, на кухне. Рязанов поразительно ощущал это сочетание, зрители прекрасно считывали подоплёку того, что происходило у него в кадре. Десятилетия прошли, а всё равно его фильмы востребованны и интересны. Рязанов сам был очень душевный человек, с большим чувством юмора и самоиронией.

Я, кстати, могла бы сыграть главную роль в фильме «Ирония судьбы...». Было восемь проб. Восемь! Но, видимо, насколько я на тот момент была уверена в себе на театральной сцене, настолько я была не уверена в себе в кино – давно не снималась в большой роли. Поэтому не выдержала этого испытания. Сказались неопытность и слишком большое желание сняться. Вернее, моя зависимость от этого желания. Когда я не прошла эти пробы, у меня было такое ощущение, что кино навсегда мне сделало ручкой.

Поэтому теперь, когда смотрю «Иронию судьбы...», я абстра­гируюсь от тех эмоций. И в театре, если не получила роль, которую хотела, тоже. Это моё счастье – это качество. Мне очень понравилась Барбара Брыльска в роли Нади, мне кажется, другая актриса вообще была невозможна. Недаром Рязанов так долго искал исполнительницу, перепробовал практически всех актрис, которые были тогда на виду, на слуху и которых он ценил. И выбор в итоге сделал абсолютно верный.

А у меня потом всё равно были роли у Эльдара Александровича. Мы, все актёры, когда снимались и в «Гараже», и в «Служебном романе», понимали, что это будет хорошее кино. А вот мой внук сейчас, как и все молодые, даже не понимает, что это за проблема – получить гараж. Но в той ленте дело же не в том, будет у тебя гараж или нет, – дело в человеческих отношениях, они оказываются в фильме самыми главными. Поэтому «Гараж» не устаревает, поэтому он нужен и востребован.

Что же касается картины «Служебный роман», роль Ольги Рыжовой мне так понравилась! Рязанов и Брагинский на этапе написания сценария уже знали тех актёров, которые будут эти роли играть, понимали, какова их индивидуальность. И подсказки Рязанова вывели меня именно на такой образ Оли Рыжовой. Можно ведь было бы сыграть эту женщину так, что она вызывала бы раздражение. Действительно, ну что это такое – бегает тётка за мужчиной? А тут получился такой перевёртыш. Она вызывает сочувствие, понимание. Рязанов работал со мной так, как актёру можно только мечтать: ласково, нежно и очень уважительно.