«Сваты» изменили всё. Татьяна Кравченко, которая дождалась своей роли

Кадр из сериала «Сваты», 2010 г. © /

Актерская судьба иногда бывает богата на различные неожиданные повороты. Молодые люди приходят в эту профессию, полные надежд, но у большинства карьера складывается относительно стандартно — учеба, диплом, работа в театре, съемки в кино. Прославиться удается далеко не всем, а легенды о «своей роли», которую надо не пропустить в потоке предложений, уже превратились в общее место. Но если не терять надежды, то появляется шанс дождаться такой роли даже спустя десятилетия — как это и случилось с актрисой Татьяной Кравченко.

   
   

Студенческий брак с внуком Маяковского

Будущая актриса, которая тогда была совсем не Кравченко, родилась 9 декабря 1953 года в Сталино — спустя восемь лет этот город будет переименован в Донецк. Родного отца она не знала, а свою фамилию — Яковлева — получила от отчима. Правда, с любовью в той семье все было непросто, особенно когда у Татьяны появилась единоутробная сестра. Про артистическую карьеру она тогда не думала, после школы поступала в университет в родном городе, но не прошла по конкурсу; а через год решила попытать счастья в Москве — и неожиданно для всех поступила в театральное училище имени Щепкина. Впрочем, там она проучилась всего один курс; затем ее переманила в Школу-студию МХАТ педагог Алла Тарасова, которая вела мастерскую вместе с известным актером Художественного театра Павлом Массальским.

Фото: Кадр из фильма «Будем ждать, возвращайся», 1981 г.

В принципе, начинающей актрисе везло — с диплома ее забрал в «Ленком» Марк Захаров, и хотя она не попала в актерский состав ни одного фильма своего худрука, роли в кино ей предлагали регулярно. Не главные, конечно, но в заметных проектах — она, например, снялась в «Вассе» Глеба Панфилова и в «Торпедоносцах» Семена Арановича. Даже замуж вышла не абы за кого, а за художника-постановщика Владимира Лавинского. В те времена о его родстве с Владимиром Маяковским ходили лишь слухи, но несколько лет назад генетическая экспертиза подтвердила это — Лавинский был сыном Глеба-Никиты Лавинского, внебрачного сына поэта. Впрочем, брак продержался всего два года — муж сильно ревновал жену-актрису, и та предпочла уйти.


 

«Твои роли играют другие»

В одном из интервью aif.ru Кравченко (этот псевдоним она взяла после прихода в «Ленком» — по настоянию то ли Захарова, то ли коллеги по труппе Олега Янковского) вспоминала, что где-то в начале 90-х она почти разуверилась в своем выборе профессии — «лучше бы я стала доктором».

«Я поняла, что те роли, которые хочу играть, мне никогда не дадут. А как сказала Мерил Стрип: „Очень тяжело сидеть и смотреть, как твои роли играют другие“. Понимаешь, что полностью зависишь от Господина Случая, от Судьбы, от режиссера, который тебя видит так, а не иначе», — делилась актриса.

Ей тогда и в самом деле приходилось непросто. Второй брак с продюсером Дмитрием Гербачевским распался спустя шесть лет, она осталась одна с маленькой дочерью. Театры в начале 90-х, казалось, доживают последние дни, да и кинопроизводство почти остановилось. Ее, правда, звали в картины известных режиссеров — она играла у Леонида Филатова в «Сукиных детях», у Эльдара Рязанова в «Небесах обетованных», у Сергея Бодрова-старшего в фильме «Белый король, красная королева», у Владимира Меньшова в комедии «Ширли-мырли».

   
   

Она сумела справиться с депрессией.

«Я вдруг поняла, что буду играть то, что мне дадут... И буду играть! <...> И пусть мне дают любые роли, я буду их играть с удовольствием», — признавалась Кравченко.

Доигралась до «Сватов»

Скорее всего, мотивацию играть «любые роли» Кравченко получила еще в первые годы работы актрисой. Она вспоминала, что про «свою роль», символ удачи каждого артиста, говорили Александр Калягин и Евгений Леонов, у которых таких ролей было воз и маленькая тележка. Ну а если таких ролей не предлагают — приходится играть все, что предлагают.

«Что касается кино, там меня, конечно, сильно заштамповали. Потому что лично мной там никто особенно не занимался», — жаловалась Кравченко.

Были у нее и свои принципы — например, она не соглашалась играть тех персонажей, которые по сюжету умирают. Наградами Кравченко, кстати, не обижали. В 1991-м она стала заслуженной артисткой России, в 2002-м — народной. Все это, правда, не за кино, за театр. Но она все равно соглашалась участвовать в том или ином проекте.

Кадр из сериала «Сваты»

«Даже в своих характерных, комедийных ролях, в этих своих женщинах я стараюсь найти узнаваемость, чтобы за ней стояла какая-то история, судьба, жизненная ситуация. Чтобы зрители в моей героине узнали себя, своих знакомых. Чтобы посочувствовали, попереживали вместе со мной за эту конкретную женщину в данной истории или просто порадовались за меня», — рассказывала актриса.

Прорыв случился в 2008-м. Кравченко было 55 лет, она уже более тридцати лет работала в «Ленкоме» и снималась в кино. И вот очередной проект, очередная характерная роль — но именно тут все звезды сошлись правильно. Сериал «Сваты» стал народным хитом, получил несколько продолжений — и навсегда превратил актрису в Валентину Петровну Будько. Несмотря на все политические пертурбации, которые мешают сейчас спокойно пересматривать этот фильм.

Дело в том, что делала «Сватов» украинская студия «Квартал 95» — та самая, выходцы из которой сейчас ведут войну против России. Шестой сезон шоу вышел еще в 2012-м, когда тот же Зеленский спокойно снимался в российских сериалах и фильмах и дурачился на экранах за небольшой гонорар. А вот седьмых «Сватов» в 2021-м делали уже не благодаря, а вопреки. Даже съемки проходили в Белоруссии, потому что ту же Кравченко на Украину уже не пускали — она поддержала присоединение Крыма к России, и в соседней стране ее объявили врагом.

Татьяна Кравченко в роли Нины Петровны в спектакле «Под одной крышей», 2022 год. Фото: РИА Новости

Сейчас история со «Сватами» уже вряд ли будет продолжена. Но у актрисы есть работа в театре, антрепризах, и ее продолжают приглашать в кино — а значит, есть шанс снова получить «ту самую» роль, о которой говорили Калягин и Леонов.