«Сумасшедший на свободе». 5 случаев из жизни Сергея Параджанова

Сергей Параджанов. 1989 год. © / Фото: Валерий Плотников. / РИА Новости

Режиссёра Сергея Параджанова всегда называли эпатажным и ждали от него каких-то выходок. И он вовсю «чудил» — например, для съёмок фильма «Тени забытых предков» выкрасил скалы под Косовом (Украина) синькой. По мнению режиссера, такой пейзаж смотрелся намного интереснее оригинала, да и с зелёной листвой камни красиво контрастировали. Закончив работу, съёмочная группа уехала, а скалы ещё много лет оставались синими.

   
   

Сергей Параджанов родился 9 января 1924 года. Жизнь режиссёра и сценариста не была сплошным праздником — артист провёл пять лет в заключении. Причиной послужило обвинение в мужеложестве, хотя это и шокировало многих его близких, ведь артист был женат. А ещё он не раз провоцировал власть — например, когда под его окнами шли майские демонстрации, артист выходил на балкон и начинал манерно выбивать пыль из ковра над головами демонстрантов.

Кинорежиссёр и сценарист Сергей Параджанов, 1965 год. Фото: РИА Новости/А.Экекян

АиФ.ru предлагает вспомнить несколько случаев (от комичных до трагичных) из жизни Параджанова — человека, которого даже его семья называла «сумасшедшим на свободе».

По гостям — на лифте

Как-то в свой День рождения режиссер ходил по киевским улицам и приглашал всех встречных знакомых к себе домой. Они и пришли — почти сто человек. Конечно, в квартиру все не вместились, но именинник нашёл выход в своём стиле. Он расстелил на лестнице во всём доме ковры — с первого до пятого этажа, и рассадил гостей на них. Также знакомым вручили старинные столовые приборы и хрустальные бокалы (отец Параджанова был состоятельным тифлисским антикваром). Так День рождения и прошёл: именинник ездил на лифте между этажами, произнося тосты, а гости пили за его здоровье, сидя на лестнице.

Ведущий артист Камерного музыкального еврейского театра Яков Явно (второй слева) в гостях у Сергея Параджанова, 1986 год. Фото: РИА Новости/Юрченко

Трагическая любовь

В студенческие годы Параджанов женился на девушке-татарке (но родом из Молдавии) по имени Нигяр. Она вышла замуж без ведома родственников, а когда те узнали о свадьбе, потребовали от Параджанова крупный калым — по всем традициям. Студент обратился за помощью к отцу — умолял одолжить нужную сумму, но тот отказал. А все из-за того, что сын не захотел продолжить семейное дело и предпочёл кинематограф антиквариату. Тогда семья приказала Нигяр бросить мужа и вернуться на родину. Девушка отказалась. И родные просто сбросили её, опозорившую семью, под электричку — так погибла первая жена Параджанова.

На съёмках художественного кинофильма «Саят-Нова». Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны — Софико Чиаурели, 1968 год. Фото: РИА Новости/А. Кочар

В память о Нигяр режиссёр нередко обращался к молдавской тематике в своих лентах — особенно, в первых.

«Талеры Параджанова», медаль Феллини и другие «подарки с зоны»

В тюремные годы артист не переставал что-то изобретать. Как-то к 8 марта он отправил Лиле Брик (ей тогда было под 80) букет, который смастерил из колючей проволоки и своих носков. Брик поставила «букет» в вазу, которую ей подарил Маяковский — правда, «аромат» у такого сюрприза был совсем не цветочный. Кстати, вызволить его из заключения помогла именно Лиля Брик — пригодились её связи во Франции.

   
   
Скульптура работы Сергея Параджанова из экспозиции Музея режиссёра в Ереване. Фото: РИА Новости/Сергей Субботин

Иногда на тюремном дворе выдумщик находил и настоящие цветы, выброшенные кем-то. Из них он делал гербарии и отправлял своим друзьям. А из крышек от молочных бутылок артист «чеканил» «талеры Параджанова». Для этого он придумал свой способ гравировки фольги гвоздём и наносил на них изображения Пушкина, Гоголя и Петра I. Говорят, пару таких поделок даже отправляли на психиатрическую экспертизу, но ответ в тюрьму пришёл короткий: «Талантливый, очень». Спустя годы один «талер» попался Федерико Феллини — гениальный итальянец оценил изобретательность Параджанова и отлил из медальона серебряную медаль. Ею награждают победителей фестиваля в Римини.

Платок на двоих

В книге «Параджанов. Цена вечного праздника» Василий Катанян (кинорежиссёр, сын Василия Абгаровича Катаняна — мужа Лили Брик) вспоминает такой случай.

«...Вот мы идём втроём по Подолу: Серёжа, моя московская приятельница Светлана и я. На Светлане нарядный французский платок. Серёже очень понравился и цвет его, и рисунок, тогда такие вещи были в новинку.

— Ну, если вам так нравится мой платок, я могу им поделиться с вашей женой.

— Каким образом?

— Придём домой, разрежем его по диагонали, и получатся две треугольные косынки, платок ведь большой.

— Вы серьёзно говорите?

— Абсолютно.

Чего тут ждать, пока придём домой? Серёжа тут же остановился у раскрытого окна, за которым у плиты хозяйничала толстая распаренная тётка:

— Мадам, у вас есть ножницы?

— Чего?

— Я разве тихо говорю?

Женщина протянула ему ножницы, как будто так и надо. Серёжа снял со Светланы платок, с нашей помощью разрезал его на две половины, бережно сложил свою косынку, отдал ножницы, и мы пошли дальше как ни в чём не бывало».

Звезда для Высоцкого

Сергей Параджанов был в дружеских отношениях с Владимиром Высоцким. Как-то певец приехал навестить приятеля, и тот увидел на шее Высоцкого «николаевский» рубль на толстой серебряной цепи. Увидев такое незатейливое украшение, Параджанов развёл руками и направился к своему буфету. Оттуда он достал красивую звезду ручной работы, отделанную малахитом и бриллиантами. «Уж и не помню, откуда это у меня, но я думаю, что звезда заняла свое достойное место», — сказал Параджанов и повесил драгоценность на шею Высоцкому вместо старого рубля. Оказалось, эта звезда — одна из высших наград Османской империи.