Её героини в кино – женщины, ищущие простого счастья. Сотрудница НИИ Надя Клюева, заучивающая, как мантру, фразу-аффирмацию: «Я самая обаятельная и привлекательная». Работница химчистки Людмила, верящая: удачу в личной жизни можно выиграть, как деньги по счастливому билету в лотерее. Провинциалка Нина Соломатина, мечтающая покорить сцену.
Накануне 8 Марта Ирина Муравьёва, ставшая почётным гостем I Открытого российского фестиваля отечественного кино «Черноречье Фест», рассказывает о ролях – любимых и не очень.
О Людмиле
– Я счастлива, что на моём пути встретился Владимир Меньшов. Меня же никто на «Мосфильме» не брал на роли. А Меньшов взял. Дал почитать сценарий ленты «Москва слезам не верит». Спросил: «Что думаете про Людмилу?» А Людмила мне невероятно понравилась. Ответила ему: «У меня такое ощущение, что только я одна знаю, как надо играть этого персонажа!»
Зрители на фильм стояли в очередях, а коллегам-кинематографистам он категорически не понравился. Они говорили: это Золушка в худшем исполнении. Мол, нужны новое кино, новые формы, а не это… Картину, которую люди смотрят по сей день, которая не потеряла актуальности, они называли «это не то».
О Надежде
Когда мне предложили сценарий «Самой обаятельной и привлекательной» , я сразу от него отказалась. Какая-то инженер НИИ Надя Клюева, у которой максимум общественной, но минимум личной жизни, хотя ей уже за 30. Больше всего меня поразило, как героиня открыто говорит о том, что хочет замуж. Я думала: как неловко! Девочки хотят использовать науку, чтобы с её помощью стать самыми обаятельными и привлекательными. И всё – только чтобы найти мужа. Сейчас-то понимаю: я так думала потому, что сама уже была замужем, у нас росли двое детей.
Поскольку другой работы у меня не было, а режиссёр очень настаивал, я согласилась. Но позже, когда в моём присутствии упоминали эту картину, у меня сразу краска на лице выступала, до такой степени мне было стыдно.
Шли годы… Помню, снималась в каком-то городе. В свободный вечер включила телевизор в номере, а там – «Самая обаятельная и привлекательная». Дай-ка, думаю, посмотрю, пока никто меня не видит. И получила такое удовольствие! Всё это о том, что не надо так серьёзно относиться к жизни. Вернее, надо серьёзно, но не до такой степени, как я (смеётся).
О Нине
В конце съёмок картины «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяна Лиознова сказала: «У меня давно лежит сценарий, я всё думала, кто это сможет сыграть. Предлагаю тебе главную роль в фильме «Карнавал». Та самая Нина Соломатина, мечтающая «выучиться на артистку». Сцена-монолог у телефона-автомата «Позвони мне, позвони!» потом стала всенародным хитом. Написал её Максим Дунаевский на стихи Роберта Рождественского. Но в фильме пела её не я, а профессиональная певица Жанна Рождественская.
А вот танцевать и кататься на роликах пришлось самой. Подумала: работая в Центральном детском театре, я танцевала, справлюсь. С роликами же была беда. Чтобы освоить их, ко мне приставили педагога... Повезло, что по сценарию от меня больших умений и не требовалось. И в кадре всё выглядело естественно.