Старший брат советской фантастики. Неутомимый Аркадий Стругацкий

Аркадий Стругацкий. © / www.russianlook.com

28 августа 1925 года родился Аркадий Стругацкий, старший из братьев, ставших классиками мировой научной фантастики.

   
   

Писатель сумел заглянуть далеко в будущее, именно поэтому его произведения до сих пор читают и любят.

«Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу» и многие другие книги, написанные в соавторстве с Борисом Стругацким, считаются классикой советской фантастики. О том, какую роль в маленьком сообществе «А. и Б. Стругацкие» играл старший брат, рассказывает АиФ.ru.

Дорога жизни

Аркадий был первенцем в семье искусствоведа и учительницы. С детства отец будущего писателя буквально пичкал сына книжками и всячески поощрял его стремление фантазировать. До Великой Отечественной войны в семье была заведена добрая традиция: по вечерам Натан Стругацкий читал детям сказки и остросюжетные романы со всего мира.

В годы войны Стругацким не повезло оказаться в Ленинграде, который вскоре после начала немецкого наступления попал в блокаду. На семейном совете было решено спасти хотя бы одного из детей — по «дороге жизни» отец выехал с Аркадием из осаждённого города. По пути эшелон с беженцами, где находился Аркадий, подвергся бомбардировке, и из всего вагона чудом удалось спастись только будущему фантасту. 

В дороге погиб отец будущего писателя, а продуктовые карточки Натана и Аркадия помогли выжить матери и 8-летнему Борису, которые через несколько месяцев по той же дороге выбрались из Ленинграда.

   
   

Военные годы не стали для старшего из братьев «тёмными»: в это тяжёлое время Аркадий начал своё блестящее образование. Военный институт иностранных языков оказался тем местом, где он в совершенстве изучил английский и японский. В рядах Красной Армии Аркадий прослужил переводчиком вплоть до 1955 года на Камчатке, Дальнем Востоке и в Сибири, совмещая военную деятельность с преподаванием языков. Но где бы ни находился будущий писатель, он всегда просил младшего брата делиться с ним любой информацией по астрономии, физике, сообщать, что нового в литературе, особенно в фантастике, писать, какие новые песни поют и какие читают стихи.

Аркадий Стругацкий во время службы. Фото: Кадр youtube.com

Властители дум

Будущий известный фантаст начал писать ещё в блокадном Ленинграде. Первая повесть Аркадия — «Находка майора Королёва» — была утеряна во время блокады, как и другие ранние рукописи автора. А первой опубликованной книгой стала повесть «Пепел Бикини», написанная во время службы в армии в соавторстве с Львом Петровым. Сам Аркадий всегда был к себе очень строг и говорил, что это произведение не представляет для читателей ни особого интереса, ни литературной ценности.

Однако следующий писательский «дуэт» автора вошёл в историю мировой литературы и просуществовал до последних дней жизни фантаста. История «братьев Стругацких» началась с книги «Страна багровых туч», опубликованной в конце 1950-х годов.

Появление творческого дуэта «А. и Б. Стругацкие» младший брат описывает так: «Писать фантастику мы начали потому, что любили... её читать, а читать было нечего... Мы любили без памяти Уэллса, Чапека, Конан-Дойла, и нам казалось, что мы знаем, как надо писать, чтобы это было интересно читать. Было... заключено пари с женой Аркадия Натановича, что мы сумеем написать повесть, точнее — сумеем её закончить, — так всё и началось».

В первые годы совместной творческой деятельности Стругацкие отличались невероятной продуктивностью — за три года издали пять книг. Каждое новое произведение становилось всё интереснее и ярче. Очень быстро из литературных новичков братья превратились в настоящих властителей фантастических дум.

Братья Стругацкие. Фото: Кадр youtube.com

Связанные одной целью

Как братьям долгие годы удавалось продуктивно работать в творческом тандеме, недоумевали многие, ведь они были абсолютно разные по характеру. Аркадий всегда считался человеком чрезвычайно эмоциональным, а Борис — рациональным. Первые произведения Стругацкие создавали бок о бок — оба за машинками. Но однажды Аркадий объявил, что Борис неряха — печатает грязно — и отстранил родного брата от аппарата. Тот вспоминал: «Когда мы писали письма начальству, Аркадий постоянно норовил обложить это начальство последними словами, а я всё выруливал в скучно-казённый стиль... А вообще-то вся работа наша представляла собою непрерывный спор».

Для того, чтобы спор не переходил за границы литературной работы, братья даже жили в разных городах: Аркадий в Москве, Борис в Санкт-Петербурге. Где-то раз в год писатели встречались в доме творчества «Комарово», где подробно обсуждали сюжеты и прописывали основную фабулу произведения, затем разъезжались и работали независимо друг от друга, формируя законченное произведение при следующей встрече.

Братья Стругацкие на балконе московской квартиры А. Стругацкого. 1980-е. Иллюстрация в журнале «Измерение Ф», Ленинград, 1990. Фото: Commons.wikimedia.org

Фантастический мотор

Долгие годы Аркадий считался мотором маленького сообщества «А. и Б. Стругацкие», он всегда стремился успеть как много больше. Запала писателя хватало и на создание собственных книг. Под псевдонимом «С. Ярославцев» автор публиковал фантастические книги о параллельных мирах, попадая в которые, герои пытаются изменить окружающую их реальность: «Экспедиция в преисподнюю», «Подробности жизни Никиты Воронцова», «Дьявол среди людей». Также Аркадий всегда находил время на переводы с японского и английского языков.

По воспоминаниям родных и близких, Аркадий всегда был очень консервативен в технике. Даже когда у Бориса появился свой персональный компьютер, старший брат не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

В одиночестве

12 октября 1991 года старшего из Стругацких не стало, он скончался от рака печени, несмотря на продолжительное лечение. С тех пор новых книг под авторством «А. и Б. Стругацкие» не появлялось. Борис практически перестал писать, признаваясь: «После ухода брата сам образ жизни изменился. Всё стало „не то“ — работа, мысли, мировосприятие. Да и я сам уже, видимо, не тот». Ему было сложно работать без Аркадия: «Вот только очень непросто стало писать одному, без молчаливого одобрения и без бурной критики брата, я так не привык. Ничто не может заменить того незабываемого чувства, когда Аркадий, покачивая на пятерне папку с законченной вещью, удовлетворённо произносил: „Ну это вам не хрен собачий!“».

В 2012 году перевернулась последняя страница биографии «братьев Стругацких» — от онкологического заболевания в Санкт-Петербурге скончался Борис.