Сталинская премия для отца. Судьба и роли Людмилы Шагаловой

Людмила Шагалова, заслуженная артистка РСФСР, актриса Театра-студии киноактера. 1972 г. © / Василий Малышев / РИА Новости

В 1948 году молодые студенты-вгиковцы, которых Сергей Герасимов снял в своем фильме «Молодая гвардия», проснулись знаменитыми на всю страну. Зрители переживали за судьбу их героев, ненавидели фашистов, которые пытали вчерашних школьников, и предателей, обрекших своих товарищей на мучения и смерть. Эти чувства переносились и на актеров, для которых фильм стал своеобразной путевкой в жизнь, но по-разному. Например, на Евгения Моргунова, который сыграл предателя Стаховича, после выхода картины нападали подростки, которые хотели отомстить за погибших молодогвардейцев. Фильм получил и престижную по тем временам Сталинскую премию — правда, дали ее не всем молодым актерам, а только пятерым. Среди них была и 25-летняя Людмила Шагалова, сыгравшая не самую главную роль — подпольщицы Валерии Борц.

   
   
Людмила Шагалова в фильме «Молодая гвардия», 1948 г. Кадр из фильма

Без матери и с репрессированным отцом

Людмила Шагалова родилась 6 апреля 1923 года в белорусском городе Рогачеве, где в то время служил ее отец. В два года осталась без матери, а потом в интервью называла себя «сиротой» — в конце 1920-х отца перевели в Москву на ответственную должность, и воспитание дочери он доверил бабушке; они тогда жили не в Москве, а в одной из деревень на Клязьме. В кино Шагалова попала еще в школе — знаменитый Яков Протазанов делал фильм о пионерах «Семиклассники», и она была отобрана на одну из ролей, которая на всю жизнь одарила ее прозвищем Ляля.

«Сколько лет прошло, а Людмилой Александровной меня мало кто называет. Так до сих пор в Лялях и хожу», — рассказывала Шагалова киноведу, аниматору и историку кино Сергею Капкову в начале нулевых.

«Семиклассники» вышли в 1937 году, но активно снимать юную актрису после этой картины не стали. В ее довоенной фильмографии случилась еще лишь массовка в дебютной ленте Евгения Шнейдера «Высокая награда». А потом началась война, и Шагалова уехала в эвакуацию в Челябинск, где работала на тракторном — или танковом заводе.

Людмила Шагалова (слева) в фильме «Высокая награда», 1939 г. Кадр из фильма

Про судьбу отца в ее биографии есть разночтения — во многих биографиях актрисы указывается, что его репрессировали перед самой войной; сама она рассказывала, что он занимал высокий пост в наркомате танкостроения и в самом конце Великой Отечественной. Но одно точно — в какой-то момент Шагалов-старший оказался в лагерях, и на его судьбу непосредственно повлиял успех дочери.

Вся «Молодая гвардия»

«Учиться на актрису» Шагалова не собиралась — после возвращения из эвакуации она готовилась подавать документ в иняз. Но увидела плакат о том, что ВГИК, который тоже вернулся в Москву, набирает студентов на новый курс — и решилась попробовать свои силы. Актерский курс набирали Сергей Герасимов и Тамара Макарова, которые и засчитали абитуриентке фривольный монолог от лица проститутки из Ги де Мопассана.

«На первом курсе нас было 56 человек. В течение года отсев был огромный, и к концу первого курса нас осталось восемь девочек», — вспоминала актриса.

   
   

Впрочем, несколько юношей-студентов Герасимов девушкам добавил — среди них были Сергей Бондарчук и Евгений Моргунов. Всем этим курсом они и снялись в «Молодой гвардии».

«Папа оказался в местах не столь отдаленных. Несмотря на воинские заслуги, его арестовали и сослали в лагерь, на рудники. Он был уже пожилой человек, и поддержала его моя слава, мой успех в “Молодой гвардии”. Жизнь невероятна! Я получаю Сталинскую премию, папа сидит в сталинском лагере, туда привозят фильм, и он видит меня на экране!» — вспоминала актриса.

Из девушек в бабушки

В принципе, после поступления во ВГИК вся дальнейшая жизнь Людмилы Шагаловой оказалась связана с кино. Она и замуж вышла за сокурсника с операторского факультета — фронтовика Вячеслава Шумского, хотя, как рассказывала актриса, за ней тогда ухаживал и «сын генерала».

Она работала в Театре-студии киноактера, причем не изменяя ему на протяжении почти полувека. В кино Шагалова продолжала сниматься, хотя по-настоящему развернулась лишь в середине 1950-х. «Верные друзья», «Дело № 306», «Не имей 100 рублей…», «713-й просит посадку» — роли у нее в этих картинах были не самые главные, но вполне заметные. Да она и сама была фигурой в советском кинематографе того времени заметной.

Например, в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Митрофанова, «такого дяди племянница», наводила на голове «вавилоны», ориентируясь на портрет как раз Шагаловой. Но в 1964 году вышли «Сказка о потерянном времени» и «Женитьба Бальзаминова» — два фильма, которые сразу же перевели 40-летнюю актрису в «экранные бабушки».

«Знаете, что обидно? Многие фильмы, где я играла именно молодых героинь, либо оказались на полке, либо получили “минус Москва, минус Ленинград”», — сетовала Шагалова.

«Приходилось маскироваться»

«В кино чаще всего мне приходилось либо маскироваться, как в “Женитьбе Бальзаминова”, либо играть каких-то полуотрицательных героинь, как, например, Нелька “Рок-н-ролл” в молдавской картине “Я вам пишу”. Если у моей героини такое прозвище, значит, могу быть на экране с белыми волосами», — рассказывала актриса.

При этом Шагалова с очень большой теплотой вспоминала именно «Женитьбу Бальзаминова» — съемки в Суздале, совместную работу с Георгием Вициным. Она была на несколько лет младше своего экранного «сына», играла 75-летнюю женщину — и потом признавалась, что эта роль помогла ей в профессиональном плане.

«Благодаря ей со временем я легко перешла на возрастные, характерные роли, в то время как многие мои коллеги так и не смогли преодолеть этот барьер», — делилась Шагалова.

Неудачная операция и слепота

Шагалова была очень востребованной в конце 60-х, в 70-е и 80-е годы. Играла в «Не может быть!» Леонида Гайдая, в «Усатом няне», в «Пеппи Длинныйчулок» и других советских картинах. Последними ее работами в кино были две комедии конца 80-х — «Где находится нофелет?» и «Ссуда на брак». И после этого она стала отказываться от любых, даже самых соблазнительных предложений.

«Я дала себе зарок: когда мне исполнится 70 лет, я красиво уйду, потому что уже сама себе не нравлюсь. Когда я вижу, как мои ровесницы делают пластические операции или прикрываются шляпками, становится очень грустно», — рассказывала актриса.

Ее муж ушел из кино в 1986 году — тогда Шумский сломал шейку бедра, у него обострились фронтовые ранения, и он решил завершить свою карьеру, в которой были фильмы «Три плюс два», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо».

Они так и доживали свой век. Шагалова выпускала домашнюю газету, смотрела телевизор, живо интересовалась окружающим миром. В 2001-м ее ждала еще одна трагедия — после неудачной операции она ослепла и окончательно перестала выходить из дома. За ней ухаживал муж.

Они и скончались друг за другом — Шумский умер в 2011-м, а Шагалова — в 2012-м, словно потеряв смысл жизни без любимого человека, с которым прожила без малого 70 лет. И похоронены они рядом — на подмосковном Перепечинском кладбище, расположенном неподалеку от реки Клязьмы и от тех мест, где Шагалова жила в детстве с бабушкой.