«Спившаяся, одинокая, нищая». Как мерзкое ток-шоу убило актрису

Лилиана Алешникова. © / Кадр из фильма

Выразительные глаза, добрая улыбка, точеная фигура. Талант, передавшийся от мамы-балерины и отца-актера. У нее было все, чтобы быть счастливой. Но кому-то было нужно убить ее. Словом... Это случилось 15 лет назад, летом 2008 г.

   
   

Сначала Лилиана Алешникова хотела танцевать, как мама-балерина. А потом отправилась во ВГИК. Желание играть было огромным. Но сидевшая в приемной комиссии Тамара Макарова сказала как отрезала: «Ты никогда не будешь сниматься в кино». Другая бы на месте Лилианы расстроилась, закрыла для себя эту дверь навсегда. А Алешникова закрыла дверь ВГИКа — и вошла в Щукинское училище.     

Сниматься начала еще студенткой — в картине «Они были первыми» ей всего 20 лет. Как и Георгию Юматову, Лилиане Алешниковой доверили главную роль. Их партнерами стали Михаил Ульянов и Марк Бернес.

В 1990-е остались не у дел

Дальше были фильмы «Это начиналось так...», «Город зажигает огни», «Солнце светит всем»... Диплом Алешникова получала уже артисткой с опытом. Правда, окончила училище позже — из-за съемок пришлось остаться на второй год. Зато потом все пошло как по маслу.

К драматическим ролям добавлялись комедийные. Рядом с Алешниковой в кадре оказывались Олег Борисов, Юрий Любимов, Михаил Пуговкин, Татьяна Конюхова, Алиса Фрейндлих, Зоя Федорова, Всеволод Санаев... Семейная комедия «Взрослые дети», где актриса сыграла с Александром Демьяненко, успешно прошла в прокате и полюбилась зрителям.

Повезло Лилиане и с мужем — фронтовиком, режиссером Яковом Сегелем (13-летним он сыграл Роберта в фильме 1936 года «Дети капитана Гранта»). Во всяком случае, так считали их коллеги. Актрисы завидовали. Режиссеры полагали, что Лилиана теперь снимается только у мужа, и боялись ей делать предложения.

Но в фильмографии Алешниковой нет и 20 работ. Главное — картины мужа нельзя назвать выдающимися. За исключением ленты «Дом, в котором я живу», которую Сегель снял с Кулиджановым. А в театре Алешникова практически не работала — после училища ее приняли в театр им. Пушкина, но играть маленькие роли она была не готова.

   
   

Кино закончилось для Алешниковой в 1984 году фильмом «Инопланетянка», в котором Сегель доверил жене главную роль. Для него это была предпоследняя режиссерская работа. После этого он выпустил лишь повесть «Бессонница» и написал сценарий к одному выпуску «Ералаша». В трех историях детского киножурнала снялась и Лилиана.

Лилиана Алешникова в фильме «Инопланетянка», 1984 г. 

В 1989-м Алешниковой присвоили звание заслуженной артистки, а в 1990-е супруги остались не у дел. Развалилась страна, развалилось советское кино. А в новом — российском — Сегель и Алешникова не смогли найти себе применения. Сын Александр уже работал оператором, через него режиссеры по старой памяти предлагали работу Лилиане. Но ее не устраивали ни сценарии, ни роли... 

Понимали друг друга с полувзгляда

Яков (дважды разведенный) и Лилиана (на 12 лет моложе) познакомились на съемках фильма, название которого стало для них символическим: «Это начиналось так...». Лавров не снискали, но получили больше, чем кинонаграды — крепкую семью. В год женитьбы, в 1960-м, родился их сын.

Вот как он рассказывал в интервью о родителях: «Отец был красивым, обаятельным, талантливым, высоченным мужиком, еще и фронтовиком... Подтянутая, спортивная, с короткой стрижкой, немного напоминающая мальчишку — такой была мама. И в кино, и в жизни. Каталась на водных лыжах, плавала на байдарке, лихо водила машину, освоив спортивное вождение».

Чтобы не расставаться надолго с семьей, Лилиана решила сниматься больше у мужа и меньше — у других. Во время работы над фильмом «Серая болезнь» это обстоятельство помогло ей спасти Якова от гибели. На одном из московских бульваров Сегеля и директора картины сбил грузовик. Директор погиб на месте. А Якова, едва живого, Лилиана погрузила с помощью коллег в свою «Волгу» и, не обращая внимания на светофоры и знаки, помчалась в «Склиф». Гаишники смогли догнать ее только у ворот больницы. Но, узнав, в чем дело, помогли перенести окровавленного режиссера в больницу. «Зря время потратили и машину испортили, — неожиданно сказали врачи. — Не жилец он...»

22 перелома, трещина в основании черепа, смещение позвонков... На всю жизнь Саша, тогда еще дошкольник, запомнил, что утром мама уехала с черными волосами, а вернулась — с белыми...

Дальше — 100 дней в коме, долгое лечение. Потом — два года восстановления. Только после этого Сегель смог закончить картину, заново научившись ходить. О том, чтобы пользоваться тростью, он и слышать не хотел. Позже даже с парашютом прыгнул. Хотя две контузии на войне и последствия ЧП давали о себе знать — справиться со вспышками гнева Сегелю не удавалось. Лилиана терпела, никогда не отвечала, не злилась. Поэтому когда кто-то сейчас пишет, что она не очень-то и любила мужа, этот человек вряд ли что-то понимает в любви. Именно благодаря любви и заботе Алешниковой Сегель вернулся с того света и после этого прожил почти 30 лет.

«Я не помню, чтобы родители говорили о своих чувствах, но понимали они друг друга с полувзгляда», — рассказывал Александр Алешников.

Режиссер киностудии имени М. Горького Яков Сегель. 1979 г. Фото: РИА Новости/ В. Нисанов

Ложь и грязь ко дню рождения

А вот смерть мужа стала для Лилии Лазаревны невыносимой. Ей проще было умереть самой, чем похоронить мужа и жить без него. Но жить надо было. Сын, невестка, внук Яша, старенькая мама — всем им Алешникова была нужна.

Была бы работа — было бы легче. Она спасла бы. Но сниматься в чем попало Лилиана не желала. Поэтому все внимание переключила на маму, дачу, семью сына... И была счастлива тем, что есть. Хотя, как признавался потом сын, она просто «не любила грузить других своими проблемами», но он «чувствовал, как ей плохо». Все-таки четверть века без любимой работы...

Жаловаться, выпрашивать роли, давать интервью — в надежде, что о ней вспомнят режиссеры, — нет, все это было не в характере Алешниковой. Она хотела, чтобы ее запомнили молодой и красивой.

Однако у телевизионщиков порой бывают другие цели. 15 лет назад, летом 2008 года, редакторы скандальной передачи долго упрашивали Лилиану Лазаревну дать интервью, прийти на ток-шоу. А когда устали уговаривать, начали выслеживать возле дома, опрашивать соседей и продавщиц ближайшего магазина... Накануне дня рождения Алешниковой позвонили из программы и предупредили, что завтра, в день ее 73-летия, — эфир.

По мнению создателей передачи, известная в 1960-е годы актриса Алешникова теперь никому не нужна, спилась и живет в нищете. Услышав о себе ложь и грязь, Лилиана Лазаревна слегла. Сын из командировки как мог успокаивал ее по телефону, говорил: «Приеду — отвезу тебя на дачу!» Но в живых маму уже не застал.

Через 10 дней после мерзкого ток-шоу Лилиана Алешникова умерла. Так и не поняв: за что с ней обошлись так жестоко?!