Василий Ливанов в июле отметил 85-летний юбилей. Так совпало, что в этом году отмечается и юбилей телефильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», где артист сыграл английского сыщика. Премьера легендарного телесериала состоялась в 1980 г. Отечественные телекритики рассыпались в похвалах сериалу, а уже в двухтысячных Ливанова наградили орденом Британской империи.
Неуживчивый или независимый?
То, что роль знаменитого английского сыщика досталась Ливанову, — заслуга режиссера картины Игоря Масленникова. Ему пришлось преодолеть сопротивление телевизионного начальства. В высоких кабинетах Ливанов был известен как человек конфликтный. Сам Масленников позже признавал, что работа с Ливановым в течении восьми лет, а именно столько снимался сериал, стоила ему седых волос. Но он готов был все терпеть, поскольку понимал, что никто лучше не воплотит на экране роль Холмса.
Ливанов признает, что с режиссером у него действительно были натянутые отношения. Но отрицает, что случались конфликты и ссоры. А про свой неуживчивый характер говорит, что неуживчивость путают с независимостью. Так, многие удивлялись, что он, рожденный в 1935 г., не был членом КПСС и не стремился к этому. По словам Ливанова, его не раз уговаривали вступить в ряды коммунистов, даже задерживали очередные звания, мотивируя тем, что он не член партии. К слову, отец Василия, известный артист Борис Ливанов, лауреат пяти Сталинских премий, также никогда не был членом КПСС. А звание народного артиста РСФСР Ливанову все-таки дали в 1988 г. — на пике славы сериала про Холмса.
Рина Зеленая «играла мебель»
Режиссеру пришлось отстаивать на худсовете не только Ливанова, но еще и Рину Зеленую, которая должна была играть миссис Хадсон, хозяйку квартиры на Бейкер-стрит, где обитали Холмс и Ватсон. Масленникову пеняли на то, что актрисе 77 лет. И она может не выдержать съемок, которые в итоге растянулись на годы. Зеленая воспринимала подобные опасения с юмором. Она не только с честью выдержала все восемь лет съемок, но еще и шутила, что из Рины превратилась в Руину Зелёную. Масленников не раз предлагал актрисе расширить роль, добавить ее персонажу реплик. Но та возражала, говорила, что ей нравится «играть мебель».
Экранная трагедия повторилась в жизни
Роль зловещего профессора Мориарти досталась в картине Виктору Евграфову. В сериале во время схватки с Холмсом на краю обрыва Мориарти срывается в бездну. Спустя несколько лет с актером в уже в реальной жизни произошла похожая ситуация. На съемках фильма «Империя орлов» Евграфов сорвался с мачты корабля и сломал позвоночник. Не один год потребовался, чтобы актер смог снова ходить.
В одном из эпизодов картины снимался сын Ливанова — Борис. Он подходит к сыщику в толпе детей беспризорников и просит: «Одну сигару на всех, сэр». На что Холмс отвечает: «Курить вредно». Пройдет четверть века, и Борис Ливанов-младший окажется героем криминальной драмы, но не на киноэкране, а в реальности. В состоянии алкогольного опьянения он смертельно ранит человека. Отсидит в тюрьме. И выйдет на свободу в 2014 году. Василий был уверен, что сын никого не убивал. В деле, по его словам, осталось много вопросов, на которые не дали ответов. Этот тяжелейший период в жизни актер навещал сына в колонии, заботился о внучке Еве.
Как Темзу в Ригу перенесли
Не только блестящий актерский состав стал ключом к успеху сериала. Композитор Владимир Дашкевич написал музыку, которую можно назвать визитной карточкой «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Композитор вспоминал, что долго говорил по телефону с режиссером Масленниковым, и тот подробно объяснял, какой видит музыкальную тему сериала. В итоге Дашкевич положил телефонную трубку рядом с фортепьяно и сыграл первые аккорды, сразу попав в «десятку».
Английский колорит во время съемок создавали рукотворно, ведь отправиться на съемки в Англию в советское время не представлялось возможным. Лондон снимали в Риге, Ленинграде, Таллине. Дом Холмса и Ватсона располагается на рижской улице Яуниела. На этой же улице еще раньше снимали сериал «Семнадцать мгновений весны». Однако в одной из серий можно увидеть настоящую Темзу. Реку, по просьбе Масленникова, снял один из журналистов, побывавший в командировке в Англии. Баскервиль-холл — это два замка в Таллине, вокзал «Виктория» — Витебский вокзал в Ленинграде. Рейхенбахский водопад, где произошла схватка Холмса и Мориарти, снимали в Абхазии на Гегском водопаде.
Трубку Холмса украли
И, конечно, невозможно представить знаменитого сыщика без его трубки. Ее для съемок изготовил известный мастер Алексей Федоров. Он делал трубки для многих высокопоставленных лиц государства, к нему же обращались с просьбами, когда надо было сделать подарок дорогому зарубежному гостю. Так, трубку Федорова курил писатель Жорж Сименон. Трубка для сериала была вырезана по спецзаказу, на ней стояло фирменное клеймо Федорова. Увы, этот раритет пропал прямо со съёмочной площадки, так что до конца сериала эта эксклюзивная трубка не дожила. Пришлось делать копии. Этим занялся один из учеников Федорова. В итоге после завершения сериала одна трубка осталась в музее «Ленфильма», а вторая была подарена Ливанову.