Состояние гармоники. Николай Бандурин – о том, как смехом разрушить страх

Николай Бандурин. © / www.globallookpress.com

«У этих людей нет нанос­ной мишуры: у кого шмотки брендовее да тачка круче… Жив – вот главное».

   
   

Так куплетист Николай Бандурин говорит о наших бойцах в Донбассе, где побывал с концертами. Но начали мы с того, что спустя много лет он снова выступает в дуэте.

Не по центру, а сбоку

Николай Бандурин: У меня было много партнёров. Только с Мишей Вашуковым 23 года работал. В этом смысле легко нахожу общий язык с коллегами. Знаю, что такое стоять не по центру, а сбоку.

Татьяна Уланова, aif.ru: Теперь вы сбоку от Валерия Пономаренко, брата недавно умершего от онкологии Александ­ра. Разве Валерий не мог выступать один?

– Мы оба самодостаточны, но сейчас решили соединиться. Только не думайте, что дуэт – это два человека, которые просто выходят вместе на сцену. Дуэты, как и браки, заключаются на небесах. Надеемся, всё получится. Наша программа называется «Это несерьёзно!», но серьёзных моментов немало. В зале – большая эмоциональная амплитуда: люди смеются, думают, грустят, даже плачут иногда. В общем, будем продолжать.

К слову, выступать с Валерой мы начали ещё при жизни Саши. Он и благословил близнеца на дуэт. Сам уже серьёзно болел, не вставал, так что поначалу наши концерты были скорее выручкой, и деньги перечислялись Саше.

– Писали, его вдова очень нуждается, чуть ли не имущест­во распродаёт…

   
   

– На Сашины сороковины мы были в Ростове. Я виделся с Аней. Конечно, ей непросто. Но многие коллеги помогают: и финансово, и морально.

Чтобы души не черствели

– Почему сейчас таких дуэтов, как Рудаков – Нечаев и Бандурин – Вашуков, нет?

– Юмористов – и тех человек 20 на страну осталось. Не готовят теперь таких! И взяться им неоткуда.

– Вы ведь сами преподавали.

– Да, 4 года во МГИКе. Доцентом получал 3250 руб. – едва хватало на бензин до Химок и обратно. Пришлось уйти. К счастью, выручают кино, телевидение – на ТВЦ веду программу «Смешите меня семеро!». В сериале «Балабол» снялся. Да и концерты есть. Выживаем.

– Это вам с женой повезло – 36 лет вместе! Марина не только ваш директор, но и надёжный тыл. Даже артистической карьерой пожертвовала. А вы уехали в Донбасс, не предупредив.

– Не хотел расстраивать. Маша хоть и боится за меня, но разделяет мои убеждения. Вы не видели глаза этих ребят и не можете представить, как они благодарны тем, кто к ним приезжает. Лежат без рук, без ног, загружены грустными мыслями о ранах, о будущем. Очень нужна им эмоциональная передышка. Хотя бы короткая. Как и тем, кто сидит в окопах. Я был и там. Чтобы души на войне не черствели, бойцы должны отвлекаться. А в роддоме мы давали концерт – какие там глаза у девчонок! И удивление в них, и благодарность… Испокон века в перерывах между боями выступали фронтовые бригады. Вот и я поехал бесплатно, понимая, что должен быть там.

Никогда не забуду парней: у одного левая рука ранена, у другого – правая, а они здоровыми ладошками аплодируют друг о друга… Смех разрушает страх. Я выступал в детдоме. Роженицам пел лирику. Ребятам в госпиталях дал больше юмора, патриотических песен. А на передовой – частушки с перчиком.

Николай Бандурин и Михаил Вашуков с женами. 2003 г. Фото: www.globallookpress.com

– Что вас больше всего поразило там?

– Люди. У них нет ни злобы, ни агрессии, ни гнева. Они спокойно рассказывают жуткие истории о том, что творили вэсэушники. А ребята в окопах говорят: «Умрём, но их не пустим! Мы у себя дома». После общения с ними и я себе переоценку ценностей устроил. Некоторые озлобляются на войне. Но в основном она чистит людей.

– Роль юмора в нынешней ситуации возросла?

– А как же! Сейчас у людей столько сомнений, страхов! Юмор развеивает их. Рудаков во время Великой Отечественной пел частушки: «Фриц мечтал пройти парадом/ По московской мостовой./ Он прошёл, но только рядом/ Почему-то шёл конвой». Или: «Сидит Гитлер на берёзе,/ А берёза гнётся./ Посмотри, товарищ Сталин,/ Как он навернётся!» Юмор нужен и тем, кто на передовой. И тем, кто на Белгородчине. Ну надо людям смеяться, надо! Сам я однажды в соцсетях написал: «Вот частушечка, ребята,/ Для господ из блока НАТО,/ К нам не лезьте, господа,/ Надорвёте грыжу,/ Нас не слышат? Что ж, тогда/ Подойдём поближе».

Артист Николай Бандурин и политик Виталий Милонов. Фото: t.me/govoritmilonov

«Я конченый оптимист!»

– Иные юмористы в жизни довольно смурные. А вы на следующий же день после пожара в доме отправились на гастроли.

– Мне тогда попалась хорошая женщина, Светлана, в аптеке. Побрызгала, перебинтовала, и я полетел в Казахстан. А что делать, если все билеты проданы?! Потом уже лёг в больницу – всё-таки ожог был на спине. Нас тогда многие поддержали. Соседи по посёлку приютили дочь и маму (сейчас её уже нет в живых), записали номера их банковских карт и опубликовали в интернете. Коллеги концерт провели, транши делали. На полгода мы сняли жильё, а потом за полтора отстроились. Я пахал как мог. Тем не менее пришлось продать нашу квартиру. Внук Тимоша как раз тогда снялся в «Ералаше». Получил гонорар. Спрашиваю: «Ну что, внучок, мороженое купишь или конфеты?» А он: «Нет, дедушка, это на дом…» Сейчас уже можно жить комфортно. Мы даже позволили себе снова животных завести. Два кота у нас сгорели.

– И инструмент ведь сгорел – концертино, который вы купили когда-то у известного куплетиста Рудакова.

– Не одна – семь гармошек сгорело!

– Как же пережили?

– Весело!

– Вы редкий оптимист!

– Причём конченый! Концертино у Рудакова я купил в брежневские времена за сумасшедшие деньги. Молодой был. Заработал на гаст­ролях 800 руб. Половину потратил на свадьбу, половину – на гармошку. Павел Васильевич показал аппликатуру, как играть известный мотив (его все знают по фильму «Москва слезам не верит»). Я робко, одним пальцем, начал нажимать. Гармошка и помогла попасть в «Ленконцерт».

– Вы общались со многими советскими юмористами…

– Никулин однажды даже свой выход на сцену пропустил. Прибегает администратор: «Юрий Владимирович, вас объявили!» А мы языками за кулисами зацепились… Вы говорите: некоторые юмористы смурные. Но на хорошую шутку все реагируют. Как говорил Роман Карцев: «Остроумие – это острота ума». Просто некоторые скупо выражают эмоции. Аркадий Арканов такой был: вечно с непроницаемым лицом – и когда сам шутил, и когда слышал чужие шутки. Помню, на гастролях окна гостиницы выходили на частный сектор, и всю ночь лаяла собака. А мы приехали уставшие. Я уснуть не мог. На обеде спрашиваю Арканова: «Вам собака не мешала?» Он: «Нет, собака не мешала. Мешал комар, собака»…

Анекдот от Бандурина

Мужчина приходит к раввину: «Ребе, я хочу наложить на себя руки: жена ушла, здоровье ни к чёрту, сын от рук отбился, с работы выгнали…»

Ребе говорит: «А вы напишите дома большой плакат и повесьте на видном месте: «Так будет не всегда».

Через три года мужчина вернулся: «Ой, ребе, спасибо огромное, вы такой совет мне дали! Всё наладилось: нашёл новую жену, она во мне души не чает, устроился на работу, много получаю, здоровье поправилось, с сыном помирился, он взялся за ум… Можно я сниму этот плакат «Так будет не всегда»?»

Раввин отвечает: «Нет-нет, оставьте…»