95 лет назад родилась актриса, которую сегодня уже мало кто помнит. В кино у нее всего десяток ролей, полюбились зрителям три-четыре. Теперь о Римме Быковой если и говорят, то скорее как о первой жене Иннокентия Смоктуновского.
Любители театра увидят в этом жуткую несправедливость. Артистка всю жизнь отдала сцене. Правда, громкой славы не снискала.
Роман с кино оказался тусклым и коротким
Она служила на Украине, в Махачкале, Сталинграде, Ленинграде. Москвичи же полюбили ее за постановки в театре им. Станиславского, на сцену которого актриса выходила почти 30 лет, и в театре «Сфера» — ему Римма Быкова посвятила последние годы. Проявила она себя и как режиссер: ставила спектакли, готовила концертные программы.
Не красавица от природы, но при этом тонкая, хрупкая и, безусловно, талантливая, Римма создавала яркие образы не только в театре, но и в кино. Заметными стали работы в «Дневном поезде», «Осенней истории», «Грибном дожде». Правда, случились они уже во второй половине жизни актрисы. Последний раз Быкова появилась на экране в 1987-м, спустя год получила звание народной артистки РСФСР. На этом ее короткий роман с кино закончился. Кажется, так и не принеся ей особого удовлетворения.
Первый муж был скромным бесперспективным актером
Первый раз под венец Римма пошла со скромным коллегой, с которым работала в русском театре в Махачкале. Но вскоре в труппу влился Иннокентий Смоктуновский. Человек с «сомнительным» прошлым, бежавший из плена. И актер без выдающихся внешних данных. Правда, он уже успел поиграть в нескольких театрах страны, в Норильске подружился с Георгием Жженовым, который научил молодого товарища фотографировать. Но вообще-то будущую звезду экрана и сцены в Смоктуновском никто не видел еще долго.
Зато как настойчивый ухажер Кеша проявил себя сразу. Познакомившись с Быковой, он влюбился в нее с первого взгляда. И наличие у актрисы законного мужа не смутило его. Соперник, пытаясь отстоять свое право на жену, надавал тумаков наглому пришельцу. Но Римма все равно ушла к Смоктуновскому.
Из Махачкалы новобрачным пришлось переехать в Сталинград. Но по тем временам это был хороший «обмен». Город активно отстраивался после войны, хорошел на глазах. Вдоль главного проспекта появлялись внушительные здания в стиле сталинского ампира. Довольно скоро завершилась и реконструкция драмтеатра. На сцене шли пьесы Чехова, Горького, Тургенева, Шекспира, Кальдерона. Впервые в мире был поставлен спектакль по роману Булгакова «Бег». В разные периоды здесь играли Татьяна Доронина, Анатолий Равикович, Иван Лапиков. Посчастливилось выходить на эту сцену Римме Быковой и Иннокентию Смоктуновскому. Для всех этих актеров Сталинград стал хорошим трамплином.
Второй носил ее на руках, а она называла его идиотом
К слову, сначала на Волгу перебрался Иннокентий. А вскоре приехала Римма. Симпатичный смешливый хохмач, Смоктуновский уже успел подружиться с коллегами, с ними и пошел встречать на вокзал жену. Влюбленность была написана у него на лице, он просто светился от счастья. Когда Римма сошла из поезда на перрон, Кеша подхватил ее на руки и побежал.
Выделить отдельное жилье молодоженам театр не смог — для артистов просто арендовали одну квартиру на несколько человек: в одной комнате жили двое мужчин, в другой — две женщины. Так же начинали в Сталинграде Римма и Кеша. Чтобы остаться вдвоем, приходилось договориваться с коллегами, чтобы они «погуляли». Платили начинающим актерам 69 рублей. Но о деньгах тогда мало думали. Вечерами на примусе варились пельмени, заваривался чай. И начинались долгие разговоры о театре…
Однако и со Смоктуновским Римма прожила всего пять лет. Постепенно поняла, что поторопилась, не разглядела его. Что совсем разные они. И стало ее все раздражать. Всё — в нем одном. Ей не нравилось, что он слишком артистичен в жизни, и позволяла себе называть его на людях идиотом и штативом. А он ничего не мог понять, мучился сначала от неразделенной любви. Потом — от ревности…
Однажды ему донесли, что кто-то видел Римму на улице с коллегой из театра. Не раздумывая, Кеша ворвался в зал, где шла репетиция. Минут пять посидел, с трудом себя сдерживая. А потом как зарычит: «Уберите со сцену эту бл…!» И словно ошпаренный выскочил из театра. Вернувшись домой, Римма обнаружила, что все ее платья изрезаны и разбросаны по комнате.
С третьим венчалась и прожила до конца его дней
На следующий день «марлезонский балет» продолжился. Назло мужу и у него на глазах Римма демонстративно кокетничала с тем же коллегой. А потом пошла с ним в ресторан. Смоктуновский бросился за ними. Слово за слово — закончилось дело дракой. Интеллигентному Иннокентию, конечно, снова досталось. Да еще в театре собрали по этому делу профком. Падать на колени, вымаливая прощение, было не в характере Смоктуновского. Тем более что и с худруком общего языка найти не удалось. Он тут же заявил: «Я уйду из театра. Но знайте: если через пять лет вы обо мне не услышите, стало быть, я ушел из профессии».
Удовлетворенности в Сталинградском театре Иннокентий не испытывал. Страдал, играя «не то, не так». Мучился, что Римма его совсем не понимала. А она удивлялась: «Роли ведь есть…»
Так закончился второй брак Быковой. А еще через несколько лет о Смоктуновском по-настоящему заговорили и в Петербурге, и в Москве. Он уже сыграл Мышкина в БДТ, Гамлета у Козинцева. Но когда знакомые пытались обратить внимание Риммы на новости о Кеше, она обрывала их на полуслове: «Ну что он вообще может сыграть?!» Прожив с человеком пять лет, поиграв с ним на одной сцене, Быкова так и не поняла, что он гениален.
Лишь с третьей попытки Римма обрела настоящее семейное счастье. Она вышла замуж за того самого сталинградского ухажера — театрального художника Виктора Лескова. Они прожили много лет, венчались. После чего еще долго были вместе. Пока смерть не разлучила их. В одиночестве не имевшая детей актриса протянула потом только четыре года…