Смерть Ивана-царевича. Актера Геннадия Фролова убило равнодушие

«На златом крыльце сидели...», 1986 г. © / Кадр из фильма

Могло ли в тот роковой день все сложиться иначе? Стукни он кулаком по столу, устрой скандал, потребуй к себе внимания — возможно, был бы жив до сих пор, радовал бы прекрасными ролями. Но требовать чего-то для себя он не умел.

   
   

Свернувший и исчезнувший

В актерском мире встречается немало однофамильцев, которых зрители порой путают. Еще сложнее ситуация, когда речь заходит о полных тезках. Вот и в случае с Геннадиями Фроловыми любители отечественного кино часто оказываются в замешательстве.

Геннадий Алексеевич Фролов — народный артист России, много лет игравший на сцене «Современника», в кино запомнился прежде всего ролями следователей, офицеров, дипломатов.

Геннадий Михайлович Фролов был моложе тезки почти на четверть века. Ворвавшись в советское кино в 1980-х, он запомнился зрителям как яркий характерный актер, чей талант наиболее ярко проявился в сказках «После дождичка в четверг» и «На златом крыльце сидели».Большинство любителей кино не успели толком заполнить его фамилию, но в лицо его узнавали и радовались каждому новому появлению на экране.

Когда в 1990-х отечественное кино переживало кризис, многие актеры вынуждены были уйти из профессии, чтобы выжить. Зрители думали, что также поступил и Геннадий Фролов. В доинтернетную эпоху узнать о том, как сложилась судьба полюбившегося артиста, было значительно сложнее, чем теперь. Поэтому некоторые узнавали о трагедии, произошедшей с Фроловым, только много лет спустя…

Хочу в искусство!

Он родился в 1961 году в подмосковной Электростали. Обычная рабочая семья — мать трудилась маляром, отец работал шофером. На каникулах Гена много времени проводил в деревне Криулино, расположенной неподалеку от Электростали, откуда родом был его отец. Говорят, что там в играх с приятелями и стали проявляться у него задатки артиста.

Фролов учился в школе №3 города Электростали. Не каждое учебное заведение может похвастаться целой россыпью знаменитых выпускников: два Героя Советского Союза, включая одного космонавта, народный художник России, знаменитый полярник, несколько звезд отечественного хоккея, политики, журналисты. И известных актеров среди выпускников школы №3 тоже было несколько, но Геннадия Фролова в школе до сих пор выделяют особо.

   
   

Окончив школу в 1978 году, Геннадий подал документы во ВГИК, на актерский факультет. И поступил сразу, причем в мастерскую великих Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Это был предпоследний актерский курс знаменитой пары. Вместе с Фроловым в группе было еще девять человек, самой известной из которых впоследствии стала актриса Марина Левтова. К несчастью, она, как и Геннадий Фролов, ушла из жизни трагически и слишком рано.

«В начале славных дел», 1980 г.  Кадр из фильма

Дебют в антураже петровской эпохи

Впервые Геннадий появился на экране не в художественном, а в документальном фильме. В 1979 году вышла лента под названием «ВГИК: педагоги и студенты говорят о профессии». Фролов в кадре очень серьезен и сосредоточен — полная противоположность большинству его будущих ролей. Герасимов отношение ученика к профессии оценил высоко.

Режиссер взялся за постановку дилогии о молодых годах Петра I. Актерский состав проекта получился потрясающим: Олег Стриженов, Тамара Макарова, Роман Филиппов, Михаил Ножкин, Николай Еременко-младший, Вадим Спиридонов… Герасимов нередко приглашал на роли в свои картины студентов, которых обучал. Фролов в фильмах «Юность Петра» и «В начале славных дел» получил роль Артамона Бровкина. Далеко не главную, конечно, но сыграл он ее ярко, с первого появления на экране запомнившись зрителям.

В 1981 году Фролов снялся сразу в двух картинах — «Рожденные бурей» и «Василий и Василиса». Ленты добротные, и актер со своей задачей справился, но публике они не очень запомнились.

Следующей его лентой стал детская картина «Семеро солдатиков» про мальчика, который мечтал об оловянных солдатиках, но вместо них у него в друзьях оказалось целое отделение настоящих солдат во главе с сержантом Воскресенье. Фролов в этой современной сказке сыграл рядового Субботу. Любопытно, что к тому времени, когда фильм вышел на экраны, он сам уже действительно служил в Советской Армии.

«После дождичка, в четверг...», 1986 г.  Кадр из фильма

Срочная служба сержанта Фролова

Его призвали сразу после окончания ВГИКа, в 1982 году. Сослуживцы вспоминали о нем как о добром, отзывчивом парне, никогда не кичившимся своей актерской профессией.

Один из сослуживцев Фролова рассказывал: «Когда в клубе показывали фильмы, в которых он снимался, а было такое не раз, он страшно смущался и старался сесть где-то подальше, чтобы на него не оборачивались. Никакой „звездности“ у него не было и в помине».

Служил Фролов также, как учился, ответственно, на совесть. Сержантские лычки, появившиеся на погонах, воспринимал не как возможность самому расслабиться, а как необходимость заботиться о подчиненных. Некоторые молодые актеры паузы в профессии боятся страшн, мол, выпадешь, из обоймы, а дальше уже никому не будешь нужен. Фролов же вернулся так, будто вообще не уходил. В 1984 году он снялся в ленте «Егорка», где его партнерами стали именитый Михаил Пуговкин и… бурый медведь. 

А дальше была киносказка «После дождичка, в четверг…» в постановке Михаила Юзовского. Геннадию досталась роль избалованного сына ключницы Варвары, которого та выдала за царского наследника. Сказка, надо сказать, не самый простой жанр — если актер недоигрывает, ребенок эту фальшь легко заметит и тогда фильм обречен на провал. Но Фролов со своим образом справился на отлично, хотя он совершенно не соответствовал его характеру.

«Завтра была война», 1987 г.  Кадр из фильма

От сказки до драмы сталинской эпохи

Геннадий был человек добрым, отзывчивым, не имевшим ни капли эгоизма, всегда готовым прийти на помощь другим, но на съемочной площадке он легко надевал на себя любую маску.

И следующим фильмом снова стала сказка — «На златом крыльце сидели». Фильм Бориса Рыцарева был осовремененной версией сразу нескольких известных сказок, и Фролову досталась главная роль — роль Ивана-царевича. Пока его братья строят планы на брак по расчету, Ваня искренне и от чистого сердца совершает подвиги, что в итоге разрушает все надежды родственников. За что герой и получает от братьев затрещины. Зато ему достается любовь принцессы, пусть та и похожа больше не на девушку благородных кровей, а не деревенского сорванца.

Кое-кто уже был готов закрепить за Фроловым амплуа комедийно-сказочного актера, но тут в прокат вышла лента режиссера Юрия Кары «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. Этот фильм стал событием в перестроечном кино, поскольку в нем была поднята тема сталинских репрессий и отношения к ним в предвоенном советском обществе. Критики и зрители восхищались игрой молодых актеров, каждому из которых прочили большое будущее. Но так получилось, что ожидания эти, по большому счету, не оправдались. Самой известной из них стала Наталья Негода, но лишь благодаря скандальной роли в картине «Маленькая Вера».

Фролов, сыгравший Сашку Стамескина, был ненамного старше Негоды, но имел за плечами куда больший профессиональный опыт. Но здесь его, пожалуй, впервые увидели и оценили как серьезного драматического актера с колоссальным потенциалом.

«Дубровский», 1988 г.  Кадр из фильма

«Куда ты так спешишь?»

Вот только реализовать его Геннадий не успел. В том же 1987 году вышла двухсерийная лента «Приказ» о буднях военных, служащих на Крайнем Севере. Но фильм был, если можно так сказать, классическим, без «чернухи» и всевозможных разоблачений, а публика к тому времени жаждала чего-то погорячее. В итоге добротная картина оказалась почти незамеченной.

За следующие два года Фролов снялся в четырех фильмах: в «Благородном разбойнике Владимире Дубровском» (Гришка), в сказке «Раз, два, горе – не беда!» (солдат Алеха), в «Под куполом цирка» (Терентий), в «Светике» (лейтенант милиции Портнов). А были еще роли в сюжетах «Ералаша», дубляж… К 28 годам в его послужном списке было почти два десятка лент.

Друзья шутили: «Гена, куда ты так спешишь? Подумай о личном». Актер виновато разводил руками: «Пока не встретил свою единственную!» Геннадий очень любил свою мать и говорил о том, что его будущая жена по характеру обязательно будет похожа на нее. Режиссеры ценили его за безотказность — он никогда ни на что не жаловался, работал в любых условиях, не жалея себя. И в итоге это самоотречение и стал для Фролова роковым.

Жертва равнодушия

На съемках очередного фильма в январе 1990 года он сильно простудился. Как выяснилось потом, у актера началось двустороннее воспаление легких, осложненное менингоккоковой инфекцией. Геннадий переносил болезнь на ногах, продолжая участвовать в съемках. В очередной раз на площадке он появился с температурой выше 40 градусов. 

В какой-то момент ему стало плохо. Скорую вызывать не стали — коллега и однокурсник Вадим Курков помог ему добраться до ближайшей поликлиники. То ли у врача в тот день не было настроения, то ли человек просто по характеру был формалистом, но, посмотрев документы, Фролова, медик заявил: «За помощью вам нужно обратиться в учреждение по месту жительства». Тут бы известному актеру поднять крик, скандал, припугнуть обленившихся медработников. Но это было совершенно не в характере Геннадия, и он покорно поехал домой, в Электросталь, хотя в том момент ему требовалась срочная госпитализация. Сил хватило на то, чтобы только добраться до дома. Там он вскоре и умер.

Нелепый уход 28-летнего талантливого парня потряс коллег. Хоронили его на старом кладбище подмосковного села Казанское, рядом с отцом, который умер за четыре года до этого. Старожилы этих мест рассказывают, что кладбище, существующее с XIX века, никогда не видело такого наплыва людей, как в день прощания с Геннадием. Приехали и известные актеры, снимавшиеся с ним, местным особенно запомнился Пуговкин, который был страшно подавлен случившейся бедой.

Время неумолимо, и многое стирает из людской памяти. Сегодня далеко не все жители Казанского знают, где на старом кладбище, в тени высоких деревьев, спит вечным сном «Иван-царевич». И лишь фильмы, вновь и вновь появляющиеся на телеэкранах, дают возможность вспомнить о таланте, который ушел от нас слишком рано.