Сменить Рим на Самару. Андрис Лиепа ставит спектакли в регионах России

Андрис Лиепа. © / Кирилл Зыков / АГН Москва

Гастроли Светланы Захаровой в Сеуле отменены. Илзе Лиепу Литва лишила гражданства. Её брата Андриса Варшава пригласила поставить «Жизель», а потом… передумала.

   
   

И всё же, несмотря на пакости Запада, в области балета мы по-прежнему «впереди планеты всей». Так считает народный артист, танцовщик и хорео­граф Андрис Лиепа, который после творческого вечера, прошедшего в ИГСУ Президентской академии при поддержке Клуба выпуск­ников, дал эксклюзивное интервью aif.ru.

«Танцевать можно – смотреть невозможно»

Татьяна Уланова, aif.ru: Андрис, вы не устаёте утверждать, что русский балет, несмотря ни на что, лучший в мире. Однако сегодня мы не слышим имён уровня Галины Улановой и Майи Плисецкой, Мариса Лиепы и Владимира Васильева…

Андрис Лиепа: Ну, Светлану Захарову вы же знаете? Сегодня с утра я с ней репетировал в Большом театре. Там возобновили балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке  Леонида Лавровского.

– Светлану не назовёшь юной балериной, танцует она сейчас нечасто. Вот и в Сеуле её гастроли отменили.

– Зато она поедет по России. Как и Валерий Абисалович Гергиев. Недавно в честь юбилея Римского-Корсакова произошло потрясающее событие – Мариинский и Большой объединились под знаком русской музыки и русской культуры. И случилось это не во Франции или в Японии, а в небольшом городе Тихвине. И потом, что значит: нет артистов? По приглашению главного балетмейстера Большого театра Махара Вазиева я сейчас репетирую с замечательными Елизаветой Кокоревой и Даниилом Потапцевым. Даниил второй год танцует здесь, участвует в проекте «Большой балет». И о нём уже говорят.

А в советское время ситуация была другой. О нас постоянно писали газеты, балет показывали по ТВ. На каждый спектакль выходили рецензии «Культуры», «Известий», «Правды». Если мы выступали на Западе – в «Нью-Йорк таймс», «Нью-Йорк пост», «Дейли мейл», «Таймс»… Сейчас, наверное, уже нигде нет отдела балетной критики. Остался только канал «Культура». Все остальные подчинились законам рейтингов и трафика. Захарова и Цискаридзе были, пожалуй, последними артистами, кому СМИ уделяли внимание. Но… Как знать, может, если бы в СССР не было «машины», популяризирующей балет, и таких громких имён бы не было?

   
   

– Ваш отец был звездой мирового уровня. Но умер молодым, в 52 года, не успев возглавить свой театр. Покритиковал Григоровича в «Правде» – и перестал получать роли. Чтобы ваша сестра Илзе могла танцевать в Большом, вынужден был уволиться. А когда пришёл к вам на репетицию, охрана не пустила его в театр. Как сейчас вы оцениваете то, что происходило тогда?

– Процесс смены поколений болезненный и в спорте, и в балете, и, может, даже в авиации. Помните фильм «Экипаж»? Командир корабля, которого играет Георгий Жжёнов, должен уйти на пенсию, но хочет ещё поработать. Хотя, если в полёте у него случится инфаркт, погибнет весь самолёт. Хоккеисту говорят: «Вы не забиваете, как раньше». Он: «Я могу стоять в защите». – «Так уже есть тот, кто лучше вас». Это «долгожитель» Овечкин может выступать и как защитник, и как нападающий. Но таких немного.

Папа смену поколений пережить не смог. Помня об этом, я закончил танцевать рано. Многие удивлялись. А я отвечал: «И слава Богу!» Знаете, как у нас говорят: «До скольких лет можно танцевать?» – «Танцевать можно до скольких хочешь – смотреть уже невозможно». Майя Михайловна Плисецкая выходила на сцену почти до 85 лет. Исполняла номер «Аве Майя», поставленный для неё Морисом Бежаром. Но она уникальная! Главное, чтобы люди, посвятившие всю жизнь балету, передавали свой опыт.

К вопросу о паспорте

– А как ваша семья отнеслась к тому, что Литва лишила Илзе гражданства?

– Это неправильные выяснения отношений. Илзе очень много сделала для развития балета в Литве, танцевала с литовскими партнёрами. Потому президент страны и вручил ей почётное гражданство.

Андрис с отцом – знаменитым танцовщиком Марисом Лиепой. Фото: Из личного архивa

– В своё время и вы получили такое от Латвии, родины вашего отца, Мариса Лиепы. Готовы к тому, что с вами могут поступить так же, как с сестрой?

– Я родился в СССР, и когда в 16 лет пошёл получать паспорт, написал, что я латыш. Хотя мама (актриса Маргарита Жигунова. – Ред.) предупреждала: «У отца из-за национальности были проблемы, и у тебя будут». К слову, гражданство Латвии имеют также Гидон Кремер и Михаил ­Барышников.

Приятно, но сам я ничего не делал, чтобы получить этот паспорт. Заявку подавала Национальная опера – театр, в котором я много ставил. Кроме того, мы с Илзе ежегодно проводили там вечер памяти отца. Нас поддерживали мест­ные бизнесмены. К сожалению, постепенно всё сошло на нет. Уже несколько лет мы не приезжаем в Ригу.

А по всему миру я без проблем летаю с российским загран­паспортом. Так что, если вдруг меня лишат гражданства Латвии, я отнесусь к этому спокойно.

– Но вряд ли вы спокойно смотрите на происходящее в Прибалтике, где сносят памятники советским солдатам и уничтожается всё, что имеет отношение к русской культуре.

– Отрицание Пушкина и Чайковского – это непонимание и малообразованность. Культуру не заткнёшь. Всё равно люди будут читать Пушкина и слушать Чайковского. Не смогут посмотреть в театре или по телевизору – значит, будут открывать Ютьюб, другие каналы. И когда-нибудь это закончится. Был период – 8 лет советские артисты балета не ездили в США. Потом мы с коллегами прорвали занавес, эта история закончилась. И началась другая: все поехали, на Западе даже образовался пере­избыток русских артистов.

Сейчас многие деятели культуры невыездные из-за санкций. Меня, например, приглашали в Польшу. Посмотрели, как я восстановил спектакли Михаила Фокина «Жар-птица», «Шехеразада», «Петрушка», и предложили поставить «Жизель» в Варшаве. Переговоры шли во время пандемии, поляки спрашивали, есть ли у меня латышский паспорт. Но началась СВО, и они сказали: «Спасибо, до свидания».

Послушайте, я ставил спектакли в Польше, в Риме, Марселе, Дрездене, в «Ла Скала»… Но только что сделал это в Улан-Удэ, а в ближайшее время отправлюсь в Самару. То, что сейчас за границей не хотят, чтобы я там ставил, – проблема тех театров и тех людей. Я работу найду. И с неменьшей радостью буду делать спектакли в России. Или, например, в Ташкенте, где четыре года был главным балетмейстером Большого театра Узбекистана.

Илзе и Андрис Лиепа. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Не ругаться с начальством

– Вы упомянули Барышникова, у которого два года работали в США. Сейчас общаетесь?

– Нет. Поработал и уеха­л. Потом встречались во время моих гастролей. Я смотрел спектакли в его Центре искусств в Нью-Йорке. Но… К сожалению, политика не объединяет, а разъединяет. Хотя, казалось бы, больших противоречий у людей искусства быть не должно. Прежде мы открывали сердца французов, итальянцев, американцев, японцев. А сейчас в Японии, где очень любят русский балет, наши танцовщики почти не бывают. Страдают от этого зрители. Когда из СССР уехали Барышников и Нуреев, советские люди не могли видеть этих артистов в лучшие годы их карьеры.

– Однажды отец сказал вам с Илзе: «Дети, дорогие! Если научитесь работать, вы не представляете, какая интересная у вас будет жизнь». Какой ещё важный урок вы получили от Мариса Лиепы?

– Никогда не ругаться с начальством. И не писать статей в газету «Правда».